Паспорт дидактической игры по развитию речи «Один – много» для детей 5-7 лет с ТНР |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Зайкова Юлия Михайловна | |||
08.06.2021 17:46 | |||
Паспорт дидактической игры по развитию речи «Один – много» для детей 5-7 лет с ТНР Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 484 комбинированного вида» 630112, город Новосибирск, ул. Селезнева, 48а, т. 224-02-13 Автор-исполнитель Зайкова Юлия Михайловна учитель-логопед первой квалификационной категории Новосибирск, 2020 Название пособия: дидактическая игра «Один – много». Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие. Необходимость создания пособия: В настоящее время специалисты в области раннего развития ребенка настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей и становлению речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и клеить, писать, одеваться, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Так что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма. Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для ребенка, как:
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, как у нормативно развивающегося ребенка, так и у ребенка с особыми образовательными потребностями (в частности, у детей с тяжелыми нарушениями речи). У детей с ТНР часто наблюдается отставание в развитии общей и тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (ловкость, быстрота, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности. У большого количества детей с ТНР часто при исследовании выявляются различные формы двигательных нарушений. Иногда даже незначительная дисфункция подвижной сферы без актуальных и целенаправленных коррекционных влияний может привести к вторичному недоразвитию более проблемных и дифференцированных движений и действий, что негативно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребёнка. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса влечет за собой изможденность и астеничность мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствуют их согласованности и плавности. Поэтому ребёнок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. Таким образом, развитие мелкой моторики является одной из важнейших задач обучения ребенка с ТНР. Формировать мелкую моторику можно разными способами: через использование пальчиковых игр, игр на развитие тактильных ощущений, упражнений для самомассажа рук с использованием шишек, мягкого мяча, карандашей и т.д. Но наиболее удачным способом развития мелкой моторики у дошкольников с ТНР я считаю игры с прищепками. Они вызывают у ребенка интерес и способствуют развитию не только мелкой моторики, но и высших психических функций, зрительно-моторной координации. Новизна игры заключается в том, что она обладает широкими возможностями. С помощью данной игры можно развивать у детей такую сложное понятие, как словоизменение, номинативную функцию речи (называние предметов), расширять словарный запас, формировать мелкую моторику и высшие психические функции. Цель игры: развитие номинативной функции речи, формирование умения образовывать словоформы то же лексемы, имеющие разное грамматическое значение (словоизменение по числам: единственное и множественное число). Задачи:
Описание пособия: В комплект игры входят:
Ход игры: Педагог кладет перед ребенком карточку и спрашивает, что на ней изображено. Просит ребенка показать один предмет, много предметов и назвать их. Затем дает прищепку и предлагает прищепнуть картинку с одним предметом, с несколькими предметами. Рекомендации по использованию игры:
|