«Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Тарасова Ксения Алексеевна | |||
20.05.2021 04:16 | |||
«Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет». Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования №1» (МОБУ «СОШ «Кудровский ЦО №1») дошкольное отделение №4 Выступление на заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп «Игротренинг. Логопедические игровые тренинги — как средство развития речи дошкольников в работе воспитателей компенсирующих групп» Тема: «Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет». Составила: Тарасова К.А. Воспитатель коррекционной группы для детей с ОВЗ И ЗПР в ДО №4 г. Кудрово 30. 11. 2020 г. Цель: Ознакомление педагогов о формах и методах работы для получения положительного результата с детьми с ЗПР.
Задачи:
Форма выступления: познавательно — практическая. Участники: воспитатели и учителя – логопеды групп компенсирующей направленности ДО. Игровой тренинг для воспитателей «Развитие устной речи детей ЗПР 3-5 лет» Лексическая тема: «Домашние птицы» Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по развитию устной речи у детей дошкольного возраста. Задачи:
Актуальность: Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка. Поэтому именно воспитатель должен помочь ребёнку развить его речь. Так как игра является основной деятельностью в дошкольном возрасте, именно она и поможет нам сформировать устную речь у детей. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и совместной деятельности. Как мы знаем наш главный помощник в развитии речи, это развитая мелкая моторика особенности для детей с ЗПР. Поэтому для запуска речи нам обязательно надо обратить внимания на игры, которые развивают мелкую моторику, а также артикуляционный аппарат.
Ход Я хочу вам немного рассказать о том, какие есть методы и формы развития речи у детей. Какие формы работы я применяю в своей группе я покажу вам на практике игры и упражнения, применяемые в работе с детьми. Существуют несколько методов развития речи у детей. Методы: Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание, осмотр помещений. С использованием изображений) Словесные (рассказвание, чтение худ. литр., беседа, рассказ, пересказ, заучивание) Практические (драматизации, инсценировки, дидактические игры, дидактические упражнения, хороводные игры и т.д.) Так как я работаю на группе ЗПР, в большей степени для развития устной речи применяются практический метод, но он идёт чаще всего в совокупности с наглядным и словесным методом. Последняя лексическая тема у нас была «Домашние птицы», вот какие у нас игры и упражнения были на этой неделе. Главное речевое упражнение (ритуал) это приветствие и прощание, для неговорящих детей это может быть просто помахать рукой при этом воспитатель озвучивает слово «Здравствуй, привет» «До встречи, пока» (слова «привет» и «пока» применяются потому что данные слова имеют меньше предлогов и легче проговаривается чем такие слова как «Здравствуйте и До свидания». Для говорящих детей движение сопровождается словами. Также перед речевым занятием мы с детьми можем сделать массаж с помощью мячика «су — джоку», пропеть гласные звуки. Сделать упражнения для дыхания «Ветерок», «Мыльные пузыри» (сдуть с ложечки бумажку). Игра «Спрячь в коробку» Цель: формирование умения выполнять инструкции Оборудование: игрушка курочка, коробка. Воспитатель показывает предметы называя их и предлагает спрятать курочку в коробку, если ребёнок не понимает инструкцию, то мы помогаем ему, а затем снова даём возможность самостоятельно спрятать курочку. При этом мы озвучиваем всё что делаем, а также как говорит курочка Усложнение, для говорящих детей. Поставить несколько птиц домашнего двора и предложит спрятать определённую птичку, давая самостоятельно взять нужную птицу. Просим сказать как птица говорит «Ко-ко, га-га, кря-кря, кукареку». Игра «Покорми курочку, покорми уточку» Цель: развитие мелкой моторики; развитие навыков звукоподражания. Оборудование: зерна разных цветов, игрушки домашних птиц Воспитатель предлагает покормить курочку и уточку, при этом каждой птице мы кладём определённое зёрнышко. Положив зёрнышко утке, ребёнок должен произнести «Кря-кря», курочке «Ко-ко» Упражнение звукоподражания Цель: формирование интереса к действиям — звукоподражаниям; учить соотносить предметы с картинками. Оборудование: картинки с изображением домашних птиц, игры в виде домашних птиц. Ребёнок должен сопоставить фигурку с изображением, при этом Дидактическая игра сопровождается вопросами «Кто? Как говорит?» Игра «кто кем был и кто кем станет?» Цель: закрепление умений о названиях птиц и их птенцов. Помогает детям закрепить полученные знания. Физкультминутки «Петушок» «Цыплёнок» Игра «Помоги птичке» (играем) Цель: развитие навыков звукопроизношения; развитие мелкой моторики Оборудование: распечатанные картинки с игрой Ребенок ходит пальчиками по кружочкам произнося звук, который говорит птица. Например «Ко-Ко-ко-ко» «Ку-ка-ре-ку» Игры «Лабиринт» (играем) Также используются игры лабиринты разной сложности, только вот лабиринт мы проходим или с помощью ведения пальчика, с помощью шарика, выкладыванием фасоленок Цель: развитие мелкой моторики и логического мышления Оборудование: лабиринты, шарик, фасоль Игра «Найдите мою тень» Цель: обучение детей находить заданные силуэты путем наложения. Вариаций игры может быть несколько наложением, также найди такую же тень, соедини пальчиком Игра «Как это было?» (играем) Цель: развитие связной и устной речи у детей. Также данной игрой мы развиваем фантазию ребёнка и логическое мышление. Но так как многие дети не говорящие мы проговариваем сами, кто ещё только начинает, мы помогаем связывать картинки воедино сопровождая соответствующими вопросами «Кто это?, Что делает? И т.п.» А сейчас я вам хочу предложить составить рассказ. Составь картинку Цель: развитие мелкой моторики и логического мышления. Данная игра помогает детям закрепить знания развить мелкую моторику, а также дополнительно повторить слова Данные игры у нас использовались по лексической теме «Домашние птицы», Выводы: Таким образом, благодаря данным играм и упражнениям были охвачены все стадии развития речи детей с ЗПР. Игры были адаптированы на каждого ребёнка — говорящего, неговорящего и тех кто только начинает осваивать речь. Вследствие проведения игрового тренинга, я думаю, что мне удалось повысить компетентность педагогов по вопросу развития устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР 3-5 лет и вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию устной речи детей.
|