РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шибко Екатерина Дмитриевна | |||
18.05.2021 21:50 | |||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Работа по развитию речи – это сложный педагогический процесс, который основывается на целом комплексе методических приёмов и подходов, а также специальных упражнений, которые нацелены на развитие и совершенствование речевых навыков у ребёнка и формирование у него высокой культуры речи. Возрастные психологические особенности детей среднего возраста При выборе средств обучения педагоги должны учитывать нормативные возрастные особенности воспитанников:
Как правило, педагоги проводят специально организованные занятия по развитию речи, предусмотренные общеобразовательной программой. Согласно стандарту, рекомендуемая норма – один раз в неделю в течение 20 минут. Однако педагогическая работа по развитию речи не ограничивается этими рамками. Это также происходит на занятиях познавательного, художественно-эстетического характера, в общении с ребенком во время прогулок, отдыха на занятиях физической культурой, а также в трудовой или игровой деятельности ребенка, моделируемой учителем. Широкое видение, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют формированию образной, лексической и грамматически правильной речи. Речь как основное средство общения сопровождает всю деятельность ребенка. Качество речи, умение использовать ее в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, при наблюдении за прогулками, при обсуждении спектаклей и т.д. в зависимости от успешности деятельности ребенка его принимают сверстники, заслуживается авторитет и положение в детском обществе. В соответствии с ФГОС ДО содержание раздела "Развитие речи" в области образования направлено на достижение формирования устной речи и общения с окружающими путем решения следующих задач:
В практике работы педагогов ДОУ по развитию речи используются следующие методы: Наглядные:
Словесные:
Практические:
У дошкольников игра очень важна в речевом развитии. Ее характер определяет функции речи, содержание и средства коммуникации. Для развития речи используются все виды игровой деятельности. В творческих ролевых играх, которые носят коммуникативный характер, наблюдается дифференциация в функции и форме речи. Она улучшает разговорную речь и нуждается в связной монологической речи. Ролевая игра способствует формированию и развитию регулятивной и планирующей функций речи. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словарного запаса, воспитание звуковой культуры. Драматические игры способствуют развитию речевой деятельности, вкуса и интереса к художественным словам, выразительности речи, художественно — речевой деятельности. Для решения всех проблем развития речи используются дидактические, настольные и печатные игры. Они восстанавливают и совершенствуют словарный запас, дают навыки быстро подбирать наиболее подходящие слова, изменять и образовывать слова, упражняться в составлении связных высказываний, разрабатывать объяснительную речь. Общение в повседневной жизни помогает детям освоить семейный (бытовой) словарный запас, необходимый для жизни, развивать разговорную речь и воспитывать культуру речевого поведения. Общение во время труда (бытовой, природный, ручной) помогает обогатить содержание детских мыслей и речей, дополняя словарь названиями орудий и предметов труда, трудовым поведением, качествами и результатами труда. Общение со сверстниками оказывает большое влияние на речь ребенка, особенно с 4-5 лет. При общении друг с другом дети активнее используют свои речевые навыки. В деловых контактах детей появляется все больше разнообразных коммуникационных задач, поэтому необходим более широкий спектр речевых инструментов. Одним из основных средств развития речи является обучение. Это целенаправленный, систематический процесс, при котором под руководством учителя ребенок овладевает определенным спектром речевых способностей и умений. Наиболее важными формами организации языка и методами обучения языку считаются специальные учебные программы, в которых ставятся и целенаправленно решаются определенные задачи речевого развития ребенка. Без специализированных учебных занятий невозможно обеспечить соответствующий уровень речевого развития детей. Обучение в группе позволяет выполнять задания всех частей программы. План не имеет отдельной части и не требует организации всей группы. Учителя целенаправленно выбирают усвоенные материалы, в которых дети испытывают трудности, развивая навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. Занятия помогают определить возможность развития речи у дошкольников, что является наиболее благоприятным периодом для овладения языком. В классе, помимо влияния учителя на речь ребенка, существует также взаимное влияние речи ребенка друг на друга. Обучение в команде повысит их общий уровень развития.
|