ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ на индивидуальных и групповых занятиях |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шляпина Светлана Сергеевна | |||
17.05.2021 23:00 | |||
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ на индивидуальных и групповых занятиях Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране языка родного языка, помочь преодолеть ему все преграды. Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие связной речи. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, создание различных моделей-сценок с использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте. 1этап. Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Использование в учебном процессе символической аналогии, позволяет преобразовать освоение учебного материала в игру. Обучая ребят приёмам запоминания, можно разработать много схем для заучивания стихотворений, например: «Я катаюсь на коньках», «Солнышко», «Разные слова», «Хлеб», «Весна», «Травка зеленеет…», «Птичка» Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Обучение ребят запоминанию постепенно приведет к тому, что они станут более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Запоминая материал по картинкам, ребята пяти-шести лет соотносят их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство ребят стремятся к припоминанию слов без называния опорных изображений. Особенно эффективен этот приём в индивидуальной работе с детьми, которым трудно даётся запоминания на слух. По такому же пути можно идти, обучая детей умению пересказывать прочитанное им. Например, используется схема при пересказе сказки «Лиса и кувшин», «Четыре желания» К. Ушинского, «Про снежный колобок» Н. Калининой. Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепление памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Не к любому произведению можно составить модельки, необходимо, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой. Модельки размещаются последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Самое главное при обучении пересказыванию – выставлять модельки только тогда, когда идёт беседа о содержании произведения. Карточки-символы характеризуют каждую часть текста, дают возможность пересказывающему не упустить главную мысль произведения. Можно переходить ко второму этапу 2 этап. Знакомство детей с графической аналогией и составление и зарисовка сказок детьми. Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное и уметь «свёртывать» понятия. Т.е. круг – это сад, корзина, блюдо и т.д. Человек – треугольник. Мебель, книги, дома – прямоугольники. Читая произведения, просим ребят нарисовать самое главное, т.е. отобразить главных героев и не увлекаться в изображении подробностями. Например, рисуя сказку «Колобок», дети не прорисовывают дом, дорожку, траву, грибы, лес. Затем дети все вместе составляли модели знакомых сказок: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка». Удобно это делать вне занятий. Например, вырезать вместе с детьми 3 коричневых круга разного размера и во время работы задать вопросы: «Сколько здесь кругов?», «Чем они похожи и чем отличаются?», «В какой сказке есть число три?», «Как вы думаете, какой круг будет обозначать Мишутку?» «Каким кругом обозначим Михайла Ивановича и почему?». Постепенно без объяснений мы подходим к показу и пересказу сказки «Три медведя». Каждый ребёнок с желанием входит в роль героя. К концу пребывания детей в старшей группе, когда у них понятия об окружающем мире уже более широки, им очень нравится сочинять собственные сказки с особенными сюжетами. Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение привлекательным; интересным; творческим. На этом этапе у детей идет развитие творческих способностей, развивается нестандартное мышление. Создание и моделирование сказок – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Наша задача направлять ход рассуждений детей, объяснить им принципы построения сказки. 3 этап. Разработка схем для составления описательных рассказов Придумав символику к схемам, постепенно можно увеличивать количество пунктов плана рассказа. Схема для составления рассказа об одежде состоит из 6 признаков:
Такие схемы можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Ребенку можно предложить такие вопросы:
Далее можно предложить детям найти шубу и рассказать о ней по уже знакомой им схеме (можно предложить детям выбрать любую одежду и рассказать о ней). Аналогично проходит знакомство со схемой-планом для составления рассказов об обуви. Количество признаков не меняется (их также 6):
В ходе предварительной беседы ребенку предлагаются такие вопросы и задания:
(аналогично предлагается детям задание рассказать о предложенной обуви самостоятельно).
|