Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ на индивидуальных и групповых занятиях
Развитие речи у детей
Автор: Шляпина Светлана Сергеевна   
17.05.2021 23:00

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ на индивидуальных и групповых занятияхПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ на индивидуальных и групповых занятиях

Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране языка родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.

Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

 

Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие связной речи. Одно из

успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, создание различных моделей-сценок с использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте.

1этап.

Знакомство детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Использование в учебном процессе символической аналогии, позволяет преобразовать освоение учебного материала в игру. Обучая ребят приёмам запоминания, можно разработать много схем для заучивания стихотворений, например: «Я катаюсь на коньках», «Солнышко», «Разные слова», «Хлеб», «Весна», «Травка зеленеет…», «Птичка»

Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим

по смыслу. Обучение ребят запоминанию постепенно приведет к тому, что они станут более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Запоминая материал по картинкам, ребята пяти-шести лет соотносят их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство ребят стремятся к припоминанию слов без называния опорных изображений.

Особенно эффективен этот приём в индивидуальной работе с детьми, которым трудно даётся запоминания на слух.

По такому же пути можно идти, обучая детей умению пересказывать прочитанное им. Например, используется схема при пересказе сказки «Лиса и кувшин», «Четыре желания» К. Ушинского, «Про снежный колобок» Н. Калининой.

Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепление памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Не к

любому произведению можно составить модельки, необходимо, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой. Модельки размещаются последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план

пересказа. Самое главное при обучении пересказыванию – выставлять модельки только тогда, когда идёт беседа о содержании произведения. Карточки-символы характеризуют каждую часть текста, дают

возможность пересказывающему не упустить главную мысль произведения. Можно переходить ко второму этапу

2 этап.

Знакомство детей с графической аналогией и составление и зарисовка сказок детьми. Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное и уметь «свёртывать» понятия. Т.е. круг – это сад, корзина, блюдо и т.д. Человек – треугольник. Мебель, книги, дома – прямоугольники.

Читая произведения, просим ребят нарисовать самое главное, т.е. отобразить главных героев и не увлекаться в изображении подробностями. Например, рисуя сказку «Колобок», дети не прорисовывают дом, дорожку, траву, грибы, лес. Затем дети все вместе составляли модели знакомых сказок: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Удобно это делать вне занятий. Например, вырезать вместе с детьми 3 коричневых круга разного размера и во время работы задать вопросы: «Сколько здесь кругов?»,

«Чем они похожи и чем отличаются?»,

«В какой сказке есть число три?»,

«Как вы думаете, какой круг будет обозначать Мишутку?»

«Каким кругом обозначим Михайла Ивановича и почему?».

Постепенно без объяснений мы подходим к показу и пересказу сказки «Три медведя». Каждый ребёнок с желанием входит в роль героя. К концу пребывания детей в старшей группе, когда у них понятия об окружающем мире уже более широки, им очень нравится сочинять собственные сказки с особенными сюжетами.

Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение привлекательным; интересным; творческим. На этом этапе у детей идет развитие творческих способностей, развивается нестандартное мышление. Создание и моделирование сказок – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Наша задача направлять ход рассуждений детей, объяснить им принципы построения сказки.

3 этап.

Разработка схем для составления описательных рассказов Придумав символику к схемам, постепенно можно увеличивать количество пунктов плана рассказа.

Схема для составления рассказа об одежде состоит из 6 признаков:

  1. признак – название одежды (шуба, брюки, майка и т.д.);
  2. признак – цвет (голубой, чёрный и т.д.);
  3. признак – ткань (шёлковая, ситцевая, байковая, меховая);
  4. признак – детали (пуговица, молния, карман, воротник и т.д.);
  5. признак – сезонность (зимняя, весенняя, летняя, осенняя);
  6. признак – кто носит? (детская, взрослая, мужская, женская).

Такие схемы можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Ребенку можно предложить такие вопросы:

  1. Что ты видишь на картинках?
  2. Назови всё одним словом.
  3. Найди и покажи розовое, шёлковое, летнее, детское платье с короткими рукавами, с розовым карманом, с красным поясом, с белым воротником.
  4. Расскажи, как ты нашёл это платье. Во время ответа на эти вопросы дети как бы попутно знакомились с планом пересказа.

Далее можно предложить детям найти шубу и рассказать о ней по уже знакомой им схеме (можно предложить детям выбрать любую одежду и рассказать о ней). Аналогично проходит знакомство со схемой-планом для составления рассказов об обуви. Количество признаков не меняется (их также 6):

  1. признак – название обуви (сапоги, ботинки, туфли и т.д.);
  2. признак – цвет (коричневый, жёлтый, чёрный и т.д.);
  3. признак – материал (кожаные, резиновые, матерчатые);
  4. признак – детали (без каблука, на высоком каблуке, со шнурками, с блестящими украшениями и т.д.);
  5. признак – сезонность (зимняя, летняя, весенняя, осенняя);
  6. признак – для кого (детская, мужская, женская).

В ходе предварительной беседы ребенку предлагаются такие вопросы и задания:

  1. Рассмотри и назови то, что ты видишь.
  2. Назови всё одним словом.
  3. Покажи и назови части обуви (носок, каблук, голенище, застёжку, подошву, шнурок, ремешок).
  4. Послушай, о какой обуви я расскажу: «Они голубые, резиновые, осенние, детские, на низком каблуке, с высоким голенищем». Что это? Найди и покажи.
  5. Попробуй сам также с помощью схемы загадать загадку о любой обуви

(аналогично предлагается детям задание рассказать о предложенной обуви самостоятельно).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год