Игры, активизирующие общение, как средство развития диалогической речи детей раннего возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Иванова Надежда Владимировна Аксенова Наталья Евгеньевна | |||
17.05.2021 20:18 | |||
Игры, активизирующие общение, как средство развития диалогической речи детей раннего возраста. В данной работе дано понятие "игры", раскрыт принцип последовательности и систематичности развития диалогической речи по возрастам, представлены некоторые примеры игр. Одним из важных занятий детей дошкольного возраста является игра. Специалисты до сих пор не могут прийти к однозначному пониманию игры. Мы будем исходить из того, что игра – это собирательное понятие, обозначающее все многообразие детских видов деятельности; это своеобразное отношение к деятельности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. В дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Через игру ребенок усваивает такие коммуникативные умения, как приветствие, прощание, обращение, просьбу, может оказать посильную для ребенка помощь, поддержку, услугу, ребенок может выражать и принимать благодарность, может принести и принять извинение, высказать какое-либо требование, может дать развернутое высказывание. Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования, ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. В игре же дети учатся находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Итак, игра является средством развития культуры диалогической речи. Ребенок овладевает умением общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и само реализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. Все игры можно подразделить на дидактические игры, игры-возни, языковые игры, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и хочется отдельно выделить народные игры. В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Никто не помнит, кто придумал такие игры как «Гуси-лебеди», «Карусели», «Дочки-матери» и т.п. В период адаптации наши дети очень любили играть в игру «Раздувайся, пузырь!», целью которой было освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения. Задачи игры предполагают следующее – это научить ребенка последовательному выполнению двух ролей: приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру. Воспитатель подходит к одному из детей и приглашает его поиграть. Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Маше. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг. Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!». Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала. Игра-возня часто раздражает взрослых и запрещается ими. Но такая игра тоже учит взаимодействию друг с другом, дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, продемонстрировать положительные эмоции, учит контролировать импульсивные желания. Дидактические игры используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Они являются эффективным средством развития диалогической речи. В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова. Дети не играют молча, даже маленький ребенок, играя один, разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, проговаривает свои действия. Целесообразно организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера; задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения. В играх с правилами дети договариваются друг с другом соблюдать определенные правила, действовать по инструкции, прогнозировать последствия выполнения или не выполнения условий игры. В старшем дошкольном возрасте дети любят языковые игры. Они экспериментируют с ритмическим строем речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Главное в этих играх – это экспериментирование со звуком, со словом. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу игры и в процессе самой игры. Различные инсценировки, сюжетно-ролевые игры, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, помогают стать действенными методами обучения дошкольников диалогу. Чтобы добиться результативности, как и в любой другой деятельности, необходимо соблюдать принципы последовательности и систематичности. В младшей группе основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом опора идет на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые чаще слышат. К источникам речевого подражания относятся речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, мультфильмы. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы диалогических реплик. Например, чтение по ролям потешки «Кисонька-мурысонька», сказки «Заюшкина избушка» позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы, и ответы, вопросительную и повествовательную интонации, приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора. Используя деревянные игрушки силуэтов зверей, дети заимствуют отдельные эпизоды и с удовольствием инсценируют эти произведения в самостоятельной деятельности. Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия). На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре мы правильно и четко называем предмет, части предмета, охарактеризовывая его признаки, качества, действия с ним. При этом стараемся четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения. Например, «дай», «возьми», «положи», «похлопай» и т.д., и дети затем переносят эти глаголы в свои игры, выстраивая короткие диалоги друг с другом. Например, при рассматривании картинок: Это что? – Машина. Это что – Кукла. Игры «Что пропало», «Какой по цвету» постепенно переходят в самостоятельную деятельность детей, играя, они вступают в диалог друг с другом: Какой по цвету – Синий – Правильно, хотя цвет может быть назван и не верно. В среднем возрасте задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными. Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих. Текстовой основой для них может служить как литературное произведение, так и собственное сочинения детей и педагога, рассказывания из личного опыта. Например, рассказывание на темы: «Кто встречался с зайцем?», «У кого дома есть четвероногий друг?» и др. Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Хочу быть слоненком» Г.Остера, «Спор животных» (русская народная сказка), «Лиса и рак», «Соломинка, уголек и боб» и др. На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, магазин. Обыгрывая ситуации, педагог знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации. В старшем возрасте используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогов. Это словесные игры без готовых текстов, творческие виды игр (театральные и режиссерские с придуманными сюжетами), телефонные игры-импровизации. Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Это происходит в таких играх, как «Да и нет», «Так бывает или нет?» в других. Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. п., например, в игре «Да и нет» детей побуждают к построению вопросов в определенной логической последовательности. Они задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, какой предмет. В играх «Любимые места города», «Отгадай, кто я?» дети учатся высказывать свою точку зрения, суждения, мнение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпимость. Важным является и включенность в процесс родителей (законных представителей). Родители должны активно принимают участие в жизни группы, в создание предметно-развивающей среды. Совместная взросло-детская игровая деятельность позволяет ненавязчиво и опосредованно осуществлять обучение и коррекцию воздействия в увлекательной и интересной форме. В играх дети получают опыт равенства в общении со сверстниками, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Таким образом, игра становится средством развития культуры диалогической речи, сохраняя свою исходную функцию, обеспечивающую саморазвитие ребенка.
|