Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Завацкая Ольга Михайловна | |||
17.05.2021 20:04 | |||
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Когда же можно начинать занятия, стимулирующие тонкую моторику рук? Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных (в 5–7 месяцев). Массаж с потешками, разминание пальчиков и ладошек, «ладушки», сжимание маленького мячика — это простейшие упражнения на моторику для самого раннего возраста. Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку) Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу») Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх) Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши) Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой) Вились, вились, (показываем как летят) В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…) Пальчиковые игры для детей 1-2 года Пальчиковые игры для детей 1-2 года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены) Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак) Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину). Кулачок (мама загибает пальчики ребёнку) Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну а вместе кулачок! Пальчиковые игры для детей 2-3 лет Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы. Раскатились по дорожке Разноцветные горошки. Птички весело клюют, Нам горошки не дают, Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький! 1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки. 3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку. 6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове. Пальчиковые игры для детей 3-4 лет Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать. Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям) Мы капустку солим-солим, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим) Мы капустку трём-трём, (потирать кулачок о кулачок) Мы капустку жмём-жмём, (сжимать и разжимать кулачки). Пальчиковые игры для детей 5-6 лет Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым. Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак) Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево) Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец) Воробью, (разогнуть указательный палец) Синичке, (разогнуть средний палец) Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец) Заиньке усатому. (разогнуть мизинец) Пальчиковые игры для детей 6-7 лет Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму На поляне дом стоит, ( «дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом) Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх) Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. ( «Ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу). Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых. Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации и обязательно происходит построение какого-либо образа, который ребенок будет брать на себя, либо будет режиссировать.
|