Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВЛИЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи у детей
Автор: Седойкина Татьяна Ивановна, Инкова Ася Владимировна   
27.04.2021 10:02

ВЛИЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВЛИЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы: Седойкина Татьяна Ивановна, Инкова Ася Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44», г.Саранск, Россия, Natasha2014555@yandex. ru.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дошкольники, развитие речи детей, готовность к школьному обучению, умственное развитие, мышление.

Ознакомление с реальной ситуацией, сложившейся в детских садах, показывает, что уровень речевого развития детей далеко не удовлетворительный: ответы детей стереотипны, не всегда соответствуют результату выполнения задания, отмечается наличие множества речевых ошибок, неумение их исправлять, неумение планировать свою деятельность.

Отклонение в развитие речи – одна из причин недостаточной умственной активности и познавательной деятельности детей, что влечет за собой появление интеллектуально пассивных, «молчаливых» детей.

 

Скачать конспект

Требования, которые предъявляются к будущему первокласснику –высокий уровень умственного развития для успешного усвоения программ начальной школы. Следовательно, проблема интеллектуального развития дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. Это подтверждается и анализом психолого-педагогических исследований последних лет. Если прежде, внимание исследователей было направлено на поиск содержания, доступного дошкольнику, то в последнее время проблемой становится поиск содержания в единстве с методами, которые обеспечили бы наибольший эффект в плане развития. Наряду с различными показателями умственного развития можно выделить и такой показатель, как развитие речи детей. Психологические процессы (мышление, внимание, речь и т.д.) не могут успешно развиваться без языкового материала.

Таким образом, овладение языком, словарным запасом и грамматическими формами создает предпосылки для развития мышления.

Осознание языковой действительности ребенком является составной частью его речевого развития, усвоения им родного языка. Осознание представляет собой процесс отражения человеком действительности при участии слова. Осознавать – значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове выработанных значений.

Осознание речевой действительности может проявляться в разных формах: отчетливом и неотчетливом. В случае, если можно дать словесный или изобразительный отчет о предмете или явлении, которое нами воспринимается, то осознание этого предмета (явления) будет отчетливым. Но, если же не дается такого отчета, осознание является неотчетливым. Неотчетливое осознание не всегда может переходить в отчетливое. Переход возможен при двух условиях:

  • если предоставляется возможность словесно обозначить или изобразить воспринимаемый предмет (явление)
  • если налицо соответствующая задача.

Осознание может осуществляться так, что одни стороны, признаки объекта осознаются отчетливо, другие – неотчетливо.

Рассмотрим основные показатели осознанного отношения:

а) звуковая сторона речи: заявление детей о том, что произнести тот или иной звук или слово они не могут; случаи сравнения детьми своих речевых успехов с прошлыми недостатками; замечания со стороны воспитателя или логопеда по поводу неправильного произношения звука другими и исправление его;

б) смысловая сторона речи: разнообразные вопросы о значении слов; исправление бессмысленности и оговорок в речи других детей; объяснение созданных детьми неологизмов; попытки подбирать синонимы; самостоятельное определение значения отдельных слов;

в) грамматика: построение простых и сложных предложений и употребление грамматических форм в соответствии с нормами и правилами родного языка;

г) связная речь: умение произвольно выстраивать высказывания с учетом логики выражения смыслового содержания, последовательности мысли; умение избирательно пользоваться языковыми средствами, наиболее уместными для данного высказывания; умение замечать и исправлять ошибки в собственной и чужой речи; умение понимать, что речь может оказаться непонятной для других, а именно, умение рефлексировать над языком.

Основными условиями, влияющими на осознанный характер речи дошкольников, являются следующие:

  1. Наличие мотивации речи.
  2. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками.
  3. Характер темы и ее содержание.
  4. Аудитория слушающих.

Психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что дошкольники могут осознанно и вполне самостоятельно преломлять свою речь в разных жизненных ситуациях, то есть пользоваться речью целесообразно обстоятельствам. Могут, но часто по различным причинам не пользуются. Сознательное изменение формы высказывания не становится их потребностью.

Чтобы дети могли воспользоваться известными им языковыми средствами, нужно систематически и целенаправленно тренировать их в умении выражать свои мысли, а это требует от специалиста, чтобы заложенные на занятиях по развитию речи умения, отрабатывались в системе и на других занятиях с учетом особенностей этих методик. Межпредметные связи позволяют детям получать более полные представления о социальной сущности языка, о неразрывной связи языка и действительности, языка и мышления, о функциональных и жанровых разновидностях языка и речи.

Говоря о занятиях по обучению родному языку как части единого целого воспитательно-образовательного процесса, надо подчеркнуть, что на них основная деятельность – речевая. И исходя из вышесказанного, речевая деятельность связана с умственной, с ее активностью: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, делают выводы, обобщения. Выражая свои мысли в слове, на занятиях дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, подбирают нужные слова, грамматически их оформляют.

Таким образом, в заключении хочется отметить, что работа по формированию речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной деятельности должна осуществляться совместно с родителями, а не только в стенах дошкольной образовательной организации. И как утверждают детские психологи, интеллект формируется у ребенка до 3 лет, когда родители непосредственно могут целенаправленно заниматься развитием ребенком. В настоящее время в этом направлении предоставляется много возможностей для родителей посредствам различных детских изданий, методических пособий, обучающих карточек (обучающие карточки по методике Г. Домана), игр.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год