Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование речи ребенка»
Развитие речи у детей
Автор: Козаревская Ирина Константиновна   
25.04.2021 21:33

«Формирование речи ребенка»«Формирование речи ребенка»

Без речи нет сознания, ни самосознания.

Л. С. Выготский

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят; не всегда правильное произношение наблюдаются так же у ребенка, который по каким-либо причинам пропустил много занятий по развитию речи в детском саду. Такие дети как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для усвоения школьной программы. Произносительная сторона речи в основном формируется в школьном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит их говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.

Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне стен детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. В общении с окружающими и обогащается его словарь. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства-школе, знаний некоторых методических приемов, используемых воспитателем по развитию речи, -все это несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия дома, в условиях семьи. Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем прежде всего в беседах и на консультациях. Эффективны и другие формы работы наглядная агитация, например, папки передвижки, где даются сведения о формировании звукопроизношения каждого ребенка, консультации по развитию речи детей дошкольного возраста в уголке для родителей в приемной группы, сообщения специалистов логопедов, который может рассказать родителям, как предупредить и исправить некоторые недостатки звукопроизношения. В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье воспитатель может рекомендовать для заучивания детьми дома некоторый практический материал- загадки, пословицы, потешки, считалки, стихи, с целью упражнения ребенка в четком произнесении звуков и слов- чисто говорки, скороговорки, а также посоветовать, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста, к беседе организовать выставку новых книг, которые было бы полезно прочить ребенку дома. В процессе работы с семьей воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям. На одном из собраний родителей воспитатель специально заостряет их внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том какую помощь в овладении ребенком звуковой стороной речи может оказать семья, рекомендует способы устранения некоторых недостатков в произношении звуков. Воспитатель доводит до сведения родителей о том, как развивается речь ребенка, указывает, какой раздел он не усвоил или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступает и делятся своими впечатлениями о воспитании речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с детским садом устраняли те или иные трудности в речевом развитии своего ребенка. Полезны открытые занятия по развитию речи, где могли бы присутствовать и родители. Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родители часто интересуются, не отстает ли их ребенок в речевом развитии, когда малыш научится правильно произносить тот или иной звук. Воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладевания правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка. Недостатки произношения могут быть результатом нарушения в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и т.д. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы. Чтобы четко и правильно произносить звуки, слова ребенок должен прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слышу слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные телевизор, компьютер на полную громкость), а при заболеваниях органов слуха- на своевременное лечение, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях. Следует советовать родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк. Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводиться состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Каждая фонема имеет определенные, только ей присущие акустические свойства, признаки. Речевой звук (фонема), как наименьшая единица речи, сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности и произношение которого зависит чистота речи, правильное понимание слушателями. Воспитатель, проводя с родителями беседы, консультации о том, как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, акцентирует их внимание на том, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года правильно произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Беседуя с родителями, воспитатель объясняет им, к чему может привести перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом (например, к заиканию, неправильному формированию звуков-боковые шипящие, горловое произнесение звука р и др.) Воспитатель в беседах неоднократно подчеркивает, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Надо учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить.

Литература:

  1. А.И. Максимов., Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. -160с.
  2. А.Г. Арушанова, Н.В.Дурова,Р.А.Ивнкова,Е. С. Рычагова Истоки диалога: Книга для воспитателей/ под.ред.А.Г. Арушановой, -М.: «Мозайка-Синтез», 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год