Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте» (5-6 лет) |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мазепова Наталья Владимировна | |||
17.04.2021 17:45 | |||
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте» (5-6 лет) Развитие речи у детей в дошкольном возрасте происходит быстро. В старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связанности и грамматической правильности, по способности к творческим речевым проявлениям. Многие дети допускают грамматические ошибки в разговорной речи, неохотно участвуют в словесных играх. Таких детей большинство. Но ряд речевых недостатков устранить легко и доступно не только педагогу, но и родителям.
Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам и из личного опыта. Цель.
Задачи.
Методы и приёмы образовательной деятельности:
Ожидаемые результаты.
Ход семинара-практикума: Теоретическая часть. Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь — это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и не уделяют должного внимания тому, как они говорят. А вспомните, ещё совсем недавно мы переживали за речь наших детей. Когда дети были маленькими, мы очень ждали, когда они произнесут первое слово, когда начнут говорить активно. Ведь так? И сейчас, мы предлагаем вам задуматься о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Предлагаю вам подумать, по каким критериям можно судить о нормальном развитии речи. Идеальный результат: нам бы всем хотелось, чтобы ребенок достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, умел применять свои высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах, у ребенка были сформированы предпосылки грамотности. Сейчас я предлагаю вам прослушать «Весёлые рассуждалки» ваших детей. (Включаю аудио запись высказываний детей.) Рассмотрим, с какими проблемами мы столкнулись:
Таким образом, важнейшей задачей в развитии ребенка на уровне получения дошкольного образования является развитие диалогической и монологической речи — чистой, правильной и выразительной; расширение словарного запаса – использование его в творческой речевой деятельности (сочинении загадок, рассказов, сюжетно-ролевых игр и др.) Практическая часть. Игра. «Дети редко перевирают наши слова. Они удивительно точно повторяют все то, чего нам не следовало говорить». Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь. Я предлагаю вам подборку игр, которые вы можете проводить с детьми без специальной подготовки, в любом месте и в любое время. Игра «Подбери признак». Целью, которой является развитие умения согласовывать прилагательные с существительными. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), родители отвечают. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые... Шляпа (какая?) – черная, большая… Туфли (какие?) – осенние, красивые… Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая?) — белая, праздничная… Шуба (какая?) — меховая, теплая… Игра "Найди противоположное слово". В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а лимон..... (кислый). Луна видна ночью, а солнце.... (днем). Огонь горячий, а лед..... (холодный). Тополь высокий, а шиповник..... (низкий). Река широкая, а ручей.... (узкий). Камень тяжелый, а пух..... (легкий). Редька горькая, а груша..... (сладкая). Игра «Пословицы и поговорки». Цель игры — развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках. «Ученье — свет, а неученье — тьма». «Меньше говори, а больше делай». «Труд кормит, а лень портит". «Готовь сани летом, а телегу зимой». «Большая работа лучше большого безделья». «Лето собирает, а зима подъедает». «Чужбина — калина, родина – малина». Задание: Переведите пословицы на русский язык Сын леопарда — тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/ Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/ Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/ Молчаливый рот — золотой рот (Германия) /Слова — серебро, а молчание — золото/ Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/ Игра «Придумываем загадку». По картинке придумать загадку. Игра «Назови лишнее слово» Среди имен существительных Кукла, песок, юла, ведерко, мяч; Стол, шкаф, ковер, кресло, диван; Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша. Среди имен прилагательных. Грустный, печальный, унылый, глубокий; Храбрый, звонкий, смелый, отважный; Желтый, красный, сильный, зелёный; и т.д. Среди глаголов Думать, ехать, размышлять, соображать; Бросился, слушал, ринулся, помчался; Ненавидеть, презирать, наказывать; Приехал, прибыл, убежал, прискакал; Пришел, явился, смотрел; Выбежал, вошел, вылетел, выскочил; Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактические игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Заключение. Успешное взаимодействие воспитателя и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.
|