Обобщенный педагогический опыт по теме «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Осипова Татьяна Ивановна | |||
12.04.2021 22:13 | |||
Обобщенный педагогический опыт по теме «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» Автор: Осипова Татьяна Ивановна Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Паспорт опыта работы: Тема опыта работы: «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» Автор опыта работы: Осипова Татьяна Ивановна Актуальность опыта работы: Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний по речевому развитию, но и на воспитательный, познавательный, обучающий аспекты в работе с воспитанниками и родителями.
Практическая значимость: проект совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: использование инновационной педагогической технологии ТРИЗ в познавательно-речевой деятельности. В основу данного проекта положены следующие идеи:
Проблемная ситуация опыта работы: В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе. Детский сад – первое звено в системе образования. И основная задача детского сада сегодня – не напичкать детей знаниями на пороге школы, а с помощью знаний заложить фундамент поликультурной личности, обладающей коммуникативной компетентностью и способностью налаживать общение с окружающими при помощи речевых средств. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в развитии речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях. Очевидно, что сегодня необходимо менять способы работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Поэтому важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Одной из таких технологий является технология – Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Отличительная особенность данной технологии заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной речевой деятельности. Ребёнок, владеющий элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причём нестандартно, неординарно. Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии речи у детей дошкольного возраста являются: − повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое; − повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи; − формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия); − развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса; − положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации; − активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) − снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия). Новизна представленного опыта заключается в том, что реализация задач по речевому развитию возможна через подбор содержания речевого и учебно-познавательного материала на основе ТРИЗ технологий. Результативность опыта доказана динамикой результатов развития детей по образовательной области «Речевое развитие». Участники опыта работы: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Вид опыта работы: обучающий, творческий, игровой, групповой. Продолжительность опыта работы: 1 год, реализуется в подготовительной группе №9, МАДОУ «Детский сад» №65. Цель опыта работы: развитие речи старших дошкольников посредством использования технологий ТРИЗ. Задачи опыта работы: Для детей:
Задачи для родителей:
Задачи для педагога:
детей старшего дошкольного возраста. 3. Пополнять и расширять развивающею предметно-пространственную среду группы Обеспечение опыта работы: Разработка и изготовление практического материала; Разработка конспектов занятий и мероприятий; Оформление памяток и консультаций для родителей и педагогов по технологии ТРИЗ. Этапы реализации опыта работы: Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Ожидаемые результаты:
Риски и их преодоление:
|