Применение игровых наборов «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Барабонина Надежда Викторовна, Борщёва Вера Викторовна, Казаева Елена Геннадьевна, Теслюк Мария Игоревна | |||
12.04.2021 17:12 | |||
Применение игровых наборов «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ. В настоящее время растет количество детей с нарушением речи. Нарушения становятся сложнее, причины разнообразнее. Ребенку с ОВЗ необходимо значительно больше стимулов, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем её протяжении. Одной из задач совместной коррекционно-развивающей деятельности педагогов, является коррекция нарушений и отклонений в развитии речи детей; формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников. Реализовать поставленные задачи по формированию познавательных интересов и познавательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе образовательной деятельности, помогает использование в различных видах деятельности игровые наборы «Дары Фрёбеля». В соответствии с ФГОС, образовательный процесс должен строиться на эффективных формах и методах работы. Одним из таких методов всестороннего развития ребенка является использование современных игровых технологий. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность, и природные способности каждого ребенка, был известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.
Система Ф. Фрёбеля и по сей день является актуальной, инновационной технологией, потому что она уникальна. В настоящее время широко используется в современной практике дошкольной коррекционной педагогике. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое! Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей — правильная речь. Связь со словом делает действия ребенка и его опыт осмысленным и осознанным. Все действия, сопровождаемые речью, улучшают функционирование речевых органов, оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Таким образом, выполняется одно из требований ФГОС — обучение в действии. Детям с ОВЗ сложнее дается ознакомление с окружающим миром, развитие свободного общения с взрослыми и детьми. При использовании игрового набора «Дары Фрёбеля» создаются условия для более эффективного усвоения материала. Ведь игровая практическая деятельность, тактильное воздействие позволяет детям с ОВЗ проще и доступней усваивать получаемую информацию. Играя с модулями набора «Дары Фрёбеля» у детей развиваются:
А также, данный набор содействует проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности. И еще одно важное условие эффективности работы — все действия детей во время деятельности мы соединяем со словом, ведь именно слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт. В логопедической группе игровой набор «Дары Фрёбеля» используется, как дополнение к непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной игровой деятельности с детьми. «Дары Фрёбеля» помогают в разнообразных видах областях работы с детьми. Дар №2 – используется в непосредственной деятельности при изучении форм предметов, развивает умение сравнивать фигуры между собой, анализировать и выявлять особенность и качество каждой, знакомит с движениями предмета по траектории и различным направлениям. Подобные работы закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формируют у детей пространственную ориентировку. Дары № 3 «Куб из кубиков», № 4 «Куб из брусков», № 5 «Кубики и призмы», №6 «Кубики, столбики, кирпичики», № 7 «Цветные фигуры», № 8 «Палочки», № 10 «Фишки». Эти дары используем в непосредственной деятельности, по формированию элементарных математических представлений, где в наглядной форме показываем детям, как создавать множество групп, из разных по качеству элементов (цвет, размер, форма…); разбивать множества на части и воссоединять их; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство; считать в пределах первого десятка. Развиваем у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме. Дары №6 «Кубики, столбики, кирпичики», № 13 «Башенки» используются в конструировании, в ходе которого дети самостоятельно или совместно с педагогом создают конструкцию из деталей, для чего они должны научиться определенным способам действия. Дары №1 «Текстильные мячики», №9 «Кольца и полукольца», №12 «Мозаика. Шнуровка», №14 «Арки и цифры» используются в играх, которые развивают мелкую моторику рук, зрительно моторную координацию, развивают творческие способности детей. В процессе взаимодействия с дарами дети проговаривают свои действия, тем самым развивается мышление, связная речь детей. Повседневная работа по развитию всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи состоит в обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов, согласовании существительных с числительными, правильном употреблении предлогов. Каждый из «даров» можно адаптировать для работы с детьми с ОВЗ. Так «Дар №1» – это 12 разноцветных вязаных мячиков на веревочке, казалось бы, просто мячи, а сколько можно придумать игр и упражнений. С помощью этих мячиков можно выполнить различные упражнения по исправлению заколдованного звука «Ш». Самая длительная работа по исправлению звука – автоматизация, введение в собственную речь. Упражнения по автоматизации звука. Этап автоматизации – изолированный звук. «Кручу, верчу, звук сказать хочу» Цель: автоматизация изолированного звука, развитие моторики. (в одну руку взять мяч за верёвочку, другой рукой обхватить мяч всеми пальчиками и вращать его, закручивая. Затем, удерживая мяч только за верёвочку, длительно произносить звук «Ш», пока мяч вращается) Этап автоматизации – автоматизация звука в слогах. «Маятник» Запомнить и повторить слоги за логопедом, выполняя при этом раскачивание мяча влево — вправо: АШ УШ ИШ ОШ; ШИ ШЕ ШУ ШУ; ША ШО ШО ША «По шуршим – погремим!» Цель: дифференциация звонких – глухих звуков. Для этого упражнения используются синие мячики с вшитыми внутрь футлярами от киндер-сюрпризов с несколькими бусинами, которые при движении издают гремящий звук – для звонкого звука – «ж». Если ребёнок слышит звук «ш», то берёт другой мячик (не гремящий) и прокатывает его между ладошками. Получается еле слышный, тихий шуршащий звук. ЖА—ША—ШУ—ЖУ; АШК — ОЖК — УЖК — ЫШК; КШИ – ЖКО – ЖКУ – КША Этап автоматизации – автоматизация звука в словах. «Где живёт звук?» (карточка с домиками, схема). Цель: автоматизация звука в словах. найди звуку домик, какой он по счёту в слове, на такой же по счёту домик выкладывается мячик, например: КОШКА, ШАПКА, МАЛЫШ; «Мяч лови, звук замени!» Цель: автоматизация звук в словах. Первый – тапка-… (шапка), губы-…, топот-…, тина-…; Последний – дуб-…, идёт-…, поёт-.. Дети работают по цепочке. Логопед произносит слово и кидает мяч первому ученику, тот, заменяя звук, называет слово и кидает мяч своему соседу и т.д. Применяя «Дары Ф. Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ, нужно учитывать не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка, а также их желания и интересы. Игровой набор «Дары Фребеля» – это мобильный комплект, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Его использование в познавательной деятельности дает хороший результат, так как развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, подразделяются на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие. Разнообразно можно относиться к различным педагогическим методикам, но одно должно оставаться неизменным — педагог должен быть открыт любым знаниям и уметь черпать положительный опыт, стараться применять его на практике.
|