«Синквейн — как способ речевого творчества дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||||||||||||||||||
Автор: Доленко Юлия Валерьевна | |||||||||||||||||||
03.04.2021 20:33 | |||||||||||||||||||
«Синквейн — как способ речевого творчества дошкольников» Доленко Юлия Валерьевна Воспитатель, МКДОУ д/с № 195 г. Новосибирск Как известно, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта. Чтобы достичь высокого уровня культуры речи человек должен иметь богатый запас языковых средств и выбирать из них те, которые являются наиболее подходящими для каждого случая. Поэтому, наша задача в дошкольном детстве дать этот «запас» нашим детям. Сегодня существует множество методик, технологий, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Одной из таких технологий является синквейн. Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ.
Синквейн – способствует развитию связной речи у дошкольников через активизацию мыслительных процессов. Основная задача синквейна — научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Решение задач при составлении синквейна позволяет достигнуть целевых ориентиров на этапе дошкольного образования. Созданию синквейна предшествует подготовительный этап, включающий в себя:
Признак «Личное качество» объединил различные черты характера и личные качества человека, как положительные, так и отрицательные.
3 строка - значение имени признака действия в объекте. 4 строка - выражает собственное отношение автора к заданной теме. Обычно дети выражают свое отношение словами: люблю - не люблю, нравится – не нравится. В старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка уже набран определенный «словарный багаж», можно добавить копилку «Житейская мудрость», где свое отношение может быть выражено пословицей, поговоркой подходящей по смыслу, А можно вставить слова из песни, мультфильма и тд. Для оригинальности и индивидуальности своего описания объекта можно вставить метафору. 5 строка – итог, который может быть выражен либо обобщающим словом, либо автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием объекта. Чтобы сохранить свой синквейн – дети могут его замоделировать:
Примеры составленных синквейнов:
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу. «Творчество дошкольника — это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навык» – И.П. Волков. Это высказывание как нельзя лучше отражает работу по написанию синквейнов.
|