Мнемотехника в развитии связной речи у детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кузина Дарья Игоревна | |||
01.04.2021 09:15 | |||
Мнемотехника в развитии связной речи у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой – то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Выполнила: учитель – логопед Кузина Д.И.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Что такое мнемотехника? Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. Мнемотехника — это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой – то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Основные элементы мнемотехники: Мнемоквадраты. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет. Это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемодорожка. Представляет собой схему, на которой графически изображены отдельные предметы, играющие важную роль в определении или процессе. Это дорожка из 3 – 4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 3 предложения. В своей работе применяю мнемодорожки как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками легких контурных линий и штрихов. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить их в предложения или расположить в правильной последовательности В своей работе я использую мнемодорожки для автоматизации звуков. У МИШИ – МАШИНА У МАШИНЫ — ШИНЫ. ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи, ЖА-ЖА -ЖА – есть иголки у ежа, ЖУ-ЖУ-ЖУ – я к ежу подхожу, ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – ёжик в норке уже! Составление и пересказ рассказа по сюжетной картине с опорой на мнемодорожки.
Перессказ сказок и рассказов с опорой на мнемодорожки. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемодорожек, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работа с мнемотаблицами при обучению пересказу проводится поэтапно: Этап 1.Прослушивание текста. Этап 2.Рассматривание мнемодорожек и связь абстрактных символов на них с отдельными значимыми частями текста. Этап 3. Связывание воедино смысла изображенных образов в общее, т.е. пересказывание текста с опорой на символы. Этап 4. Целостное и последовательное воспроизведение ребенком сюжета, с опорой на мнемодорожки. Мнемотаблица. Это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное — нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Количество квадратов не должно превышать девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребенка. На поляне возле елок Дом построен из иголок, За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. Составление описательных рассказов по мнемотаблице. Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ — это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.. Используя различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы в процессе совершенствования связной речи, мы формируем у детей память, внимание, наблюдательность и т.п, развиваем познавательные процессы, тем самым развивая мышление. Спасибо за внимание!
|