Авторская дидактическая игра по развитию речи «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» для детей старшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Абрамова Лариса Геннадьевна | |||
06.04.2021 21:22 | |||
Авторская дидактическая игра по развитию речи «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов Выполнил: Абрамова Л. Г., воспитатель первой категории Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей Задачи:
Участники: дети старшего дошкольного возраста Оборудование: дидактические игра по развитию речи Материалы для изготовления дидактической игры:
круг, вырезанный из цветного картона формата А3, распечатки с изображением эпизодов из сказок и сказочных героев в цветном варианте, друдлы-картинки в черно-белом варианте, сказочный персонаж –Емеля, спрятанный под шляпой Незнайки, ступой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, с носом Буратины и с корзинкой от Красной Шапочки. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Представляю вашему вниманию АВТОРСКУЮ дидактическую игру «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК» с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий-друдлов. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Педагог — детям: Дети, предлагаю отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну сказок. «Двери в сказку отворяем, Всех к ней в гости приглашаем» Первая часть игры «Угадай чей портрет и сочини синквейн?» Цель: развитие познавательных способностей детей, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках. Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по сказкам. Педагог знакомит т детей со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, ступой Бабы Яги, бантом Кота Леопольда, с носом Буратины и с корзинкой от Красной Шапочки. Педагог — детям: Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача, убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок, реплики героев. 1) Он странным образом родился: Из полена появился. Длинный нос, колпак... Узнали? Как же мальчика назвали? (снимаем с плаката нос) – А самая выдающаяся его часть его лица? (Буратино, нос) 2) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты” – Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд) – По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту) (снимаем с плаката бант) 3) Звучит песня Красной Шапочки – Девочка пела в темном лесу: – Бабушке я пирожки принесу! Шапочка – словно малина! Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка) – И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка) (снимаем с плаката корзинку) 4) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу: – В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал. – Догадались, кто это? (Незнайка). – А самая выдающаяся его часть одежды? (шляпа) (Воспитатель снимает с плаката шляпу) 5) Звучит куплет частушек от Бабок- Ёжек. – Это из моего любимого… Отвечайте, кто поет? (Бабки- Ежки) – А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга? (Воспитатель снимает с плаката изображение ступы) – Так, и кто же это у нас получился? По первому морозцу, По первому снежку Кто на печке едет, Лёжа на боку? (Емеля) Педагог: А вот и сказочный персонаж – Емеля! Педагог — детям: Пришло время поупражняться в составлении синквейна. Итак, немного теории…Что же такое синквейн? Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США. В начале XX века Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Существуют определенные правила написания синквейна. Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку». Правила написания синквейна.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово Пример:
* Педагог — детям: Пришло время поупражняться в составлении синквейна Дети сочиняют синквейн о сказочном персонаже. Синквейн про Емелю…
Вторая часть игры «Узнай и дорисуй героя сказки!» (с использованием друдлов) Цель: развития творческих способностей, креативного воображения и мышления старших дошкольников А, что же такое друдлы? Как они работают? Понятие «друдл» пришло к нам из английского языка. Это комбинация из трех слов: Doodle – каракули, drawing – рисунок, riddle – загадка. Другими словами графическая головоломка, имеющая множество вариантов ответов. Это интересное изобретение придумал американский автор-юморист Роджер Прайс (США) в 1953 году. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Если получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие, то человек является обладателем оригинального творческого мышления! Детям предлагается рассмотреть, что изображено на друдле, дорисовать и рассказать, что именно они увидели в исходной картинке. Другими словами, назвать сказку и угадать сказочного персонажа, сочинить синквейн-загадку про него. Предложить детям отгадать героя сказки. В помощь предлагаются картинки-подсказки. Достоинством данной игры является в то, что друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. У детей развивается воображение, образное и креативное мышление, творческие способности. Дети начинают мыслить нестандартно и находить новые пути достижения цели. ВЫВОД: Уникальность данной игры заключается в том, она дает неограниченное пространство для фантазии, воображения и творчества: стимулирует мыслительную деятельность, пространственное мышление, познавательную активность, развивает речь ребенка. Что дает использование технологии СИНКВЕЙН детям дошкольного возраста? Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Способствует обогащению и актуализации словаря. Поддерживает интерес к обучению
|