«Речевое общение, как одно из основных условий социализации ребенка» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Александрова Людмила Николаевна | |||
31.03.2021 02:59 | |||
«Речевое общение, как одно из основных условий социализации ребенка» «Мир ребенка — неотъемлемая часть культуры любого человеческого сообщества, которое не может познать себя, не поняв закономерностей детства, обусловленных особенностями культуры данного времени» И.С. Кон Социализация — это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Интегрированный характер развития ребенка предполагает одновременное развитие всей совокупности умений во всех видах деятельности (игровой, поисково-исследовательской, коммуникативной и т.д.
В современном понимании дошкольное образование является условием и средством целостного непрерывного становления личности человека, обретения им себя, своей человеческой сущности. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития — в детстве — она имеет особое значение. Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей. Речевое общение — одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка. Для развития процесса социализации дошкольников использую в работе не только учебные задания, но и естественные ситуации для обучения навыкам социального поведения, переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации; специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Игровая деятельность «Даша и санки». Программные задачи: расширение словарного запаса, тренировка памяти, изучение чисел и множеств, знакомство с нормами социального поведения, развитие концентрации внимания, вызвать у детей положительные эмоции. Материалы и оборудования: 2 белых платка или ткань для снега и горки, домик, кукла-девочка, шапка, шарф, санки, мышка, зайчонок, котенок. 1. Организационный момент. Физкультминутка «Здравствуйте». Воспитатель: Дети, рада вас всех видеть, давайте встанем в круг и поздороваемся Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! (три хлопка) Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ! (топают ножками) Здравствуйте, щёчки! (гладят ладонями щёчки) Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щёчкам) Пухленькие щёчки! Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щёчкам) Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами) Здравствуйте, зубки! Щёлк-щёлк-щёлк! (3 раза щёлкают зубами) Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип! (нажимают на нос указательным пальцем) Здравствуйте, гости! (протягивают руки вперёд, ладонями вверх) Всем Привет! 2. Сюрпризный момент. Воспитатель: Сегодня я принесла вам белый мешочек. (дать детям потрогать, пощупать) с очень интересной историей. Это история о маленькой девочке. Хотите послушать? Давайте мы с вами сядем на подушечки и внимательно послушаем… (дети берут подушечки и садятся полукругом) 3. Основной момент: рассказ- инсценировка «Катание на санках» Сегодня идет снег, вокруг белым-бело. Это белый снег (воспитатель кладет в центр белый платок). Это небольшая горка (из другого платка воспитатель формирует горку). Это домик (воспитатель достает из мешочка домик). В нем живет девочка. Ее зовут Даша. Даша смотрит в окно и кричит: «Ура, идет снег!». Она одевает шапку и завязывает на шее шарф (воспитатель достает из мешочка шапку, шарф и надевает на куклу) Даша берет санки и тащит их на горку. «Раз-два, раз-два!» Наконец она усаживается на санки и только хочет съехать с горки, как появляется мышка и спрашивает: «Можно мне покататься с тобой, Даша?» «Конечно, мышка, садись!» — отвечает она. Даша и мышка вдвоем (нужно посчитать фигурки вместе с детьми) съезжают на санках с горы. Ух! Как весело!!! Оказавшись внизу, Даша и мышка снова тащат санки наверх. «Раз-два. Раз-два!» Поднявшись на вершину, они снова садятся на санки. Тут появляется зайчонок и спрашивает: «Можно мне покататься с вами?» «Конечно, зайчонок, садись!» — отвечает Даша. И втроем (нужно посчитать фигуры вместе с детьми) они съезжают на санках с горы. А потом Даша, мышка и зайчонок тащат санки обратно наверх. «Раз-два. Раз-два!» Поднявшись, Даша, мышка и зайчонок снова садятся на санки. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется котенок и спрашивает: «Можно мне покататься с вами?» «Конечно, котенок, садись!» — отвечает Даша. И вчетвером (нужно посчитать фигурки вместе с детьми) они съезжают на санках с горы. Уже поздно, темнеет, и Даше нужно домой. Она прощается с мышкой, зайчонком и котенком, и все расходятся по домам. -Ребята, давайте поможем Даше попрощаться с друзьями (дети по очереди выходят и складывают героев: мышку, зайку, котенка и куклу в мешочек) - Вот какая история случилась сегодня с девочкой. Ребята, вам понравилось? Как звали девочку? С кем она каталась с горки? (ребята отвечают). 4. Музыкально-ритмическая игра «Розовые щечки». А теперь мы с вами встанем в круг и покажем, как мы греемся на морозе (повторяют за воспитателем движения под музыку). Малыши, малыши, розовые щечки (гладят щеки) А у нас, а у нас звонкие хлопочки! (хлопают в ладоши) Малыши, малыши, розовые щечки (гладят щеки) А у нас кулачки, словно молоточки (руки в кулачок и постукиваем) Малыши, малыши, розовые щечки (гладят щеки) А у нас, а у нас весело в садочке (руки на пояс и пританцовываем) Малыши, малыши, розовые щечки (гладят щеки) А у нас, а у нас ротик на замочке!. (указательным пальцем закрываем губы) Ой! Какие наши ребятки молодцы! Давайте мы с вами похлопаем всем в ладоши.
|