Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Великие защитники Земли» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Атнагулова Наиля Галиевна | |||
28.02.2021 21:03 | |||
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Великие защитники Земли» МБДОУ №36 «Яблонька» г. Сургут Воспитатель I категории: Атнагулова Наиля Галиевна Основная часть Цель: приобщение детей к историческому прошлому русского народа на примере былинных богатырей. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Целевые ориентиры образования: воспитанник проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Интеграция образовательных областей: «Познавательноеразвитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность, игровая, двигательная, изобразительная. Словарная работа: былины, дружина, кольчуга, поляница, завет. Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: письмо, слайдовая презентация, картинки с изображением богатырей и различного снаряжения. Раздаточный материал: шаблоны богатырей, пластилин, пайетки. Предварительная работа: Чтение и прослушивание русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтанеи его славном сыне царе Гвидоне»; рассматривание иллюстраций; знакомство с пословицами о богатырях, Родине, силе духа; прослушивание отрывков «Богатырской симфонии» А.Бородина; словарная работа: палица, булатный меч, колчан со стрелами, вороной конь. Методы и приёмы: Словесные: беседа, художественное слово, вопросы к детям. Наглядные: письмо, слайдовая презентация. Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри», выполнение коллективной работы, физминутка, дидактическая и словесная игры. Ход НОД: - Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было намного меньше и называлось оно Русь. Помните, как называли Русь в старину? (Великая, святая, богатырская). - Сегодня на адрес нашего детского сада, для вас, ребята пришлописьмо из музея. Вам интересно, что написано в письме? (Да). -Давайте, скорее, прочитаем его: «Кому: детский сад «Гусельки», для ребят группы «Облачко». От кого: Музей истории. - Дорогие ребята, в нашеммузее истории будет проходить выставка на тему «Былинные богатыри». А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! И века простоит не шелохнется! Слава русской стороне! Слава русской старине! - Мы приглашаем вас, ребята, принять участие в нашей выставке. Вы можете прислать нам свою коллективную работу на тему: «Былинные богатыри». Мы будем очень рады и благодарны вам! С уважением сотрудники Музея истории». - Ребята, ну что, примем участие в выставке? (Да). - Для начала давайте вспомним, какие были богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые, крепкие воины, герои). - Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой, никто не мог ее победить. Верили богатыри в правое дело, защищали родную землю и народ от врагов, первыми же не нападали ни на кого. Потому об их подвигах слагались былины и сказки, песни и стихи. - А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). - Быль — это правда, то, что происходило на самом деле. Поэтому часто богатырей называют былинными. На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря. Догадались ребята, о ком пойдет речь? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович). Рассматривание на слайде картины В.М. Васнецова (слайд 1). - Музей истории прислал нам картину под названием «Богатыри», которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Сначала картина называлась «Богатыри – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Вот такое длинное название. Виктор Михайлович Васнецов никогда не видел богатырей, но слышал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В.М. Васнецова. Он изобразил защитников в виде сказочных героев. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом, в любой момент они готовы отразить врага и защитить свою любимую Родину — матушку Русь. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. - Ребята, кто находится в центре картины, на черном вороном коне? (Илья Муромец). - Правильно, это Илья Муромец. А как вы догадались? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь). - Илья Муромец — славный богатырь, сильный и могучий. Был он крестьянским сыном из города Мурома. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою родину и честно служит ей. - Кто находится слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич). - Правильно! Какой он? (Спокойный, умный, рассудительный). - Добрыня Никитич искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует. - Кто же третий богатырь? (Алеша Попович). - Правильно, а как вы догадались? (Самый молодой богатырь). - Алеша Попович — поповский сын. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он не только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою. - У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси. - А теперь, ребята, ответьте на вопросы по картине:
- Посмотрите ребята на экран, знаменитыми былинными богатырями были не только три богатыря, но и другие богатыри: Вольга Святославович, Дунай Иванович, Садко, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Святогор. (слайд 2). - А как вы думаете, ребята, были ли на Руси женщины-богатыри, обладавшие большой силой, острым умом, смекалкой? (Ответы детей). - В русских былинах женщины-воительницыназывались – поляницы. Посмотрите, ребята, на экран, это знаменитыеполяницы Руси: Василиса Микулишна, Настасья Микулишна, Настасья Королевишна (слайд 3). - Ребята, как вы понимаете, что значит – богатырская Русь? (Много богатырей, люди были сильными, отважными, дружными и т.д.). - Как вы думаете, откуда бралась такая непобедимая сила у богатырей? (Упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте, умении владеть оружием). На экране появляется князь Святослав (слайд 4). - Ввел упражнения в воинском искусствекнязь Святослав. Еще в детстве собрал он свою дружину и стал упражняться с ними. И потом, став взрослыми, после каждого боя, они, отдохнув, опять упражнялись. В этих упражнениях росла и крепла дружба, взаимовыручка и крепкое братство, все это помогало воинам-дружинникам побеждать врага. - Дружиной в те времена называли войско. Как вы думаете, от какого слова произошло слово «дружина»? (Дети высказывают свои предположения). - А сейчас, я предлагаю вам самим стать богатырями. Физминутка «Богатыри». Богатырь — вот он каков: он силён, он здоров, (Показывают силача) Он из лука стрелял, метко палицу бросал, (Имитируют движения) На границе стоял, зорко — зорко наблюдал, Подрастём, мы и, смотри, станем, как богатыри! (Поднимают руки вверх) Дидактическая игра «Поможем богатырям собраться в бой». - Ребята, в письме из музея для вас есть игра, под названием «Поможем богатырям собраться в бой». Я предлагаю сыграть в нее! Вам будет необходимо подобрать снаряжение для богатырей, которое поможет им победить врагов в сражении. Дети разбиваются на три подгруппы и подходят к своим столам, на которыхлежат картинки с изображениями богатырей. Рядом лежат картинки с изображениями снаряжения (танк, конь, меч, копье, булава, палица, автомат, пушка, щит, ружье, лук, шлем, бронежилет, кольчуга, шинель). Дети внимательно изучают предложенные картинки, и подбирают подходящее снаряжение. После выполнения задания воспитатель предлагает по одному воспитанникуот каждой подгруппы объяснить, почему они выбрали то или иное снаряжение. - Тысяча лет прошла, ребята, а мы до сих пор гордимся делами и подвигами воинов – богатырей. Когда богатыри собирались все вместе, они становились сильными, победить их было невозможно. Об этом и пословица говорит: «Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять». Словесная игра «Доскажи словечко». - Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду поговорку начинать, а вы продолжать.
Коллективная работа «Богатырская кольчуга». - Ребята, а давайте мы с вами для выставки в музее создадим свою богатырскую дружину. У вас на столах лежат картинки с изображением богатырей, а кольчуги мы им сделаем сами. - Для чего она нужна? (Кольчуга защищает тело богатыря от ранения). - Из чего сделана? (Из железных колец). - В старину на одну кольчугу нужно было использовать 25 тысяч колечек (слайд 5). В такие маленькие колечки трудно было попасть стрелой, а топор проскальзывал по металлу и не поражал тело воина. Так кольчуга защищала тело богатырей. А мы с вам колечки для кольчуги сделаем из пайеток. Дети садятся за столы и приступают к изготовлению кольчуг. Сначала создается пластилиновая основа кольчуги путем размазывания пластилина по шаблону (туловищу богатыря). Затем сверху вдавливаютсяпайетки. Дети начинают выкладывать пайетки с нижнего левого угла, стараясь прикреплять их как можно ближе друг к другу. Закончив работу над кольчугами, дети объединяют свои работы в коллективную, приклеивая богатырей на общий фон. - Вы хорошо постарались, у нас получилась отличная дружина! С такими богатырями, не страшны никакие враги! Сегодня же отправим нашу работу на выставку в музей. Я уверена, что сотрудникам и посетителям музеянаша работа придется по душе! Рефлексия. - Ребята, что интересного вы сегодня узнали? - Что было для вас сложным? - О каких героях мы с вами говорили? - В чем заслуга героев-богатырей? - Каким способом мы с вами делали кольчугу для богатырей? - На какого былинного богатыря вы хотели бы быть похожими? (Ответы детей). - Ребята, запомните главный завет (правило) русских богатырей и старайтесь его придерживаться – быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою Родину! Список источников
|