«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Сластникова Марина Анатольевна | |||
28.02.2021 20:43 | |||
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Сластникова Марина Анатольевна воспитатель, МБДОУ «Детский сад №283 «Золотой ключик», г. Нижний Новгород, Нижегородская область Одним из востребованных направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Хорошая речь – является гарантом успешного обучения и развития дошкольников. Вот почему дети с плохо развитой речью часто оказываются неуспевающими по различным школьным предметам. Дошкольный период – это важный ступень в процессе формирования личности ребенка. Это период активного усвоения ребенком устной речи, становления и развития всех сторон речи. Одна из важнейших задач развития ребенка в детском саду — развитие речи, т. к. именно дошкольный возраст является наиболее успешным для ее решения. Праздничная атмосфера, создаваемая театрализованной деятельностью, способствует мобилизации ребенка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют – остальные психические функции: память, внимание мышление и др. Во время театрализации дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны, испытывают радость. Достижение цели диктует дальнейшее целенаправленное поведение. Все это становится возможным только при условии постоянной поддержки детей со стороны взрослых. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования речи ребенка и ее выразительности, интеллектуального и художественного эстетического восприятия. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Основатель Московского театра кукол С.В. Образцов говорил о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, поэтому заинтересовать театром детей несложно. В своей педагогической работе я поставила следующие задачи:
Опираясь на данные задачи, был разработан перспективный план непосредственно образовательной деятельности. В планировании использован принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже разнообразная:
- сюжетные и дидактические игры. Речевое развитие детей проходит через различные формы взаимодействия педагога и детей.
Предложенная тематика и организационная вариативность непосредственно образовательной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая предметно пространственная среда в детском саду. Правильно организованная предметная среда в группе должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям. В нашей группе организован центр театральной деятельности, оформление которого заняло много сил и времени. Вместе с детьми мы рисовали, изготавливали элементы для настольного, теневого театров, атрибуты. У ребят это одно из любимых мест. Особое внимание нужно обратить на привлечение родителей в роли помощников и партнеров. Организация в нашей группе театрально — речевого центра «В гостях у сказки» позволяет активизировать деятельность по развитию речи посредством театрализации у детей, как в самостоятельной деятельности, так и под руководством взрослого. В этом центре собраны различные виды театра (кукольный театр, пальчиковый, настольный, теневой, театр рукавичек, театр из ниток, кружек, бибабо), дидактические игры и упражнения, наглядный материал, художественная литература для чтения детям, видеоматериалы, пособия для индивидуальной работы, позволяющие детям проявлять самостоятельность, возможность самовыражения. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе систематической работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, умеют правильно отвечать на поставленные вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному литературному богатству.
|