Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Келина Наталия Николаевна | |||
20.02.2021 18:12 | |||
Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника Келина Наталия Николаевна Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №140», г. Чебоксары Аннотация. В данной статье рассматриваются фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника. Авторы прослеживают становление проблемы формирования и развития речевого взаимодействия детей со сверстниками наряду с общением со взрослыми. Авторы приходят к выводу, что использование свободной детской игры положительно скажется на речевом развитии детей дошкольного возраста. Ключевые слова: речь, родной язык, монологическая речь, диалогическая речь, игра, дошкольный возраст.
Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя и они имеют преимущества перед традиционным проведением занятия. В ДОУ мультимедийные и ИКТ-технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов, презентаций. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Применение ИКТ возможно на различных видах непосредственно образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а также в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме. В процессе организации НОД дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, так как компьютер передаёт информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования. При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г. А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. На современном этапе развития общества информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка программ и проектов, способствующих формированию человека современного общества. В информационном обществе изменяются требования к образовательным системам, они должны стать эффективными и инновационными, что позволит каждому педагогу реализовать заложенный в нем потенциал. Ранее существовавшая модель «образование на всю жизнь» должна трансформироваться на основе информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ) в новую модель образования: "образование через всю жизнь». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва утвержден «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в котором изложены требования для музыкального руководителя по использованию информационно-коммуникативных технологий: «основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами». В соответствии с приведенными нормативными документами музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) должен использовать и самостоятельно разрабатывать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии обучения и воспитания. Но, к сожалению, как показывает практика, не все педагоги владеют информационно-коммуникативными технологиями. Отсутствуют специальные программы и методические пособия, которые помогут музыкальному руководителю в дошкольной организации грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне. На научно-теоретическом уровне в процессе изучения теоретических основ овладения информационно-коммуникативными технологиями у музыкальных руководителей ДОО были определены ведущие положения Л.С. Выготского, Сирадж – Блэтчфорд и др. В своих исследованиях Л.С. Выготский различал технический, психологический инструментарий и отмечал, что примерами сложных психологических систем могут служить, различные счисления и формы нумерации, произведения искусства, схемы, диаграммы, всевозможные условные знаки и т.д. В научных трудах Л.С. Выготского ИКТ – инструменты используются для изменения внешних объектов и являются «техническими». Они хорошо интегрируются психологическими инструментами. Л.С. Выготский считал, что, «…будучи включено в процесс поведения, психологическое орудие также видоизменяет все протекание и всю структуру психических функций, определяя своими свойствами строение нового инструментального акта, как техническое орудие видоизменяет процесс естественного приспособления, определяя форму трудовых операций…». В исследованиях Джона Сираджа – Блэтчфорда рассматривается вопрос о возможности интеграции ИКТ в образовательный процесс. Автор считает, что наиболее востребована и адекватна модель учебного плана та, что формируется 5 в процессе взаимодействия педагога и ученика. Использование интегрированного подхода в ИКТ обеспечивает детям широкие возможности развития во всех сферах обучения. В своих работах Ю.М. Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков, Б.Ф. Ломов Т.Н. Гринявичене, Т.Ф. Габай, Е.В. Зворыгина, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, И.Ю. Пашилите, Г.П. Петку, и др. отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в современном дошкольном образовании несомненный фактор, повышающий эффективность процесса обучения. Человек, умело и эффективно владеющий информационнокоммуникативными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. ИКТ – компетентность педагога рассматривается, «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере». Понятие «ИКТ – компетентность» в психолого-педагогических исследованиях имеет свое самостоятельное направление – «информатизация образования», фундаментальные основы которого заложены в работах О.А. Козлова, А.А. Кузнецова, С.А. Бешенкова, М.П. Лапчика, и др. Ведущее место среди этих исследований занимают работы о компьютерных технологиях в педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций: С.В. Дяченко, Ю.М. Горвиц, Н.А. Лысенко, Сеймур Пейперт, Г.П. Петку, Е.В. Зворыгиной. Необходимым условием информатизации образования является готовность музыкального руководителя к использованию ИКТ, что означает постоянное и непрерывное самообразование. ИКТ – компетентность музыкального руководителя – компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия ФГОС в сфере дошкольного образования. Повышение ИКТ – компетентности педагога позволяет ускорить и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности. Как отмечает Ю.М. Горвиц человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Управление процессом развития ИКТ – компетентности музыкального руководителя в образовании включает методическое сопровождение данного процесса. Методическая работа в условиях ДОО – это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие кадрового потенциала, а в итоге – на повышение качества и эффективности образовательного процесса. Методическая работа в ДОО строится в разработке стратегии профессионального роста педагога. Большая роль отводится формированию субъектной позиции педагога и определению индивидуальных смыслов деятельности посредством использования технологии методического сопровождения педагогической деятельности музыкальных руководителей. Основу данной технологии составляет подготовка и методическое взаимодействие педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности музыкального руководителя. В понятии «технология методического сопровождения» рассматривается вопрос о методической поддержке как составляющей сопровождения (Н. М. Михайлова, Н.Б. Крылова, И.Д. Фрумент), представлены варианты развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания (А. И. Тубельский, Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский). В психолого-педагогических исследованиях поддержка связывается в основном с дошкольниками, с раскрытием их творческих способностей, созданием оптимальных условий для успешной самореализации. Но в образовательном процессе есть еще один участник, который тоже нуждается в помощи, поддержке и сопровождении, – это музыкальный руководитель. Анализ исследований по проблеме сопровождения (Н. Г. Битянова, Е.И. Казакова, О.С. Газман, А.В. Мудрик, Г.А. Давыдова, И.П. Соловьёва и др.) 18 позволил сделать выводы, что методическое сопровождение педагогов является самостоятельной сферой педагогической деятельности в свете требований гуманизации образования. Из «Словаря русского языка», слово «сопровождать» – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве провожатого или спутника. Понятие «сопровождение» трактуется как помощь, поддержка в преодолении возникших проблем в процессе достижения жизненно важных целей и самореализации. Проблема методического сопровождения педагога рассматривалась многими учеными. А.В. Мудрик рассматривает сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение детей к социальнокультурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. В исследовании М.Р. Битяновой выстроена система сопровождения профессиональной деятельности в педагогическом сообществе, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия. Из трудов Е.И. Казаковой, сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого. В данном контексте процесс сопровождения выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию. Как отмечает Н.С. Глуханюк, сопровождение носит многоаспектный и многогранный характер, которое направлено на развитие готовности к преодолению объективных и субъективных трудностей; способности к осознанному адекватному поведению, готовности принять ответственность за свою профессиональную карьеру. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. В.П. Дуброва утверждает, что все формы методической работы для повышения уровня профессиональной компетентности организуются и проводятся с учетом категории педагогов, стажа работы, уровня их подготовленности, полученного образования и условий организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. По мнению Л.Л. Лашковой эффективными формами формирования профессиональной компетентности являются консультации, педагогические тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии, т.е. активные и практико-ориентированные формы, которые стимулируют заниматься педагогической деятельностью, развивают стремление и потребность заниматься педагогической деятельностью, формируют понимание педагогами необходимости повышения профессиональной направленности, удовлетворенность трудом. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий: материалы учебно-методического семинара слушателей программы Intel® "Обучение для будущего" /– Псков: ПОИПКРО, 2006. – 120с. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс / М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, А.Д. Ишков и др. – М.: Обучение-Сервис, 2008. – 143 с. Скурлатова, Л.П. Современные информационные технологии в дошкольном образовании /Л. П. Скурлатова//Комсомольск-на-Амуре. – АмГПГУ, 2009. – 90 с. Карагодина, О.С. О проблеме практического использования ИКТ в работе музыкальных руководителей / О.С. Карагодина // Научныеисследования и разработки молодых ученых: сборник XI международнойнаучно-практической конференции. –Новосибирск: Из-во НГТУ, 2016. – С. 55-58.
|