Конспект занятия (НОД) по развитию речи в средней группе. Тема: «Городской пассажирский транспорт» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Блузина Екатерина Алексеевна | |||
19.02.2021 09:03 | |||
Конспект занятия (НОД) по развитию речи в средней группе. Тема: «Городской пассажирский транспорт» Приоритетная задача (цель): Обогащение словаря ребёнка. Задачи: Образовательные задачи
Воспитательные задачи
Здоровье сберегающие задачи
Методы и приёмы:
Материал, инструмент, оборудование: Игрушки-машинки, презентация «Городской пассажирский транспорт», разрезанные картинки «Транспорт». Ход занятия Организационный момент Воспитатель (в дальнейшем «В.»): Посмотрите ребята на мой стол. Что вы там видите? Дети (в дальнейшем «Д.»): игрушки, машинки, трамвай, автобус и т.п. В.: Правильно. А кто знает, как можно всё это назвать одним словом? (Игровое упражнение «Назови одним словом») (Д. пытаются подобрать подходящие названия. В. выслушивает ответы детей.) В.: Всё вместе это называется «Городской пассажирский транспорт» *. Как вы думаете почему его называют «городским»? (Д. отвечают) В.: Вы правы. Молодцы! Этот транспорт передвигается чаще всего в городе. Его реже увидишь в деревне или на даче. Поэтому он называется «городским». Значит на таком транспорте могут ездить люди в городе или на нём могут перевозить какой-либо груз. Расскажите, пожалуйста, как называют человека, который управляет этим транспортом? (Вариант упражнения «Как сказать по-другому?) (Д. предлагают несколько вариантов: «машинист», «шофёр», «водитель» и др. – подбор синонимов) В.: Мы будем правильно называть таких людей — «Водитель». Человек водит транспорт, он управляет им. А как называют людей, которых перевозит водитель? (Д. предлагают свои варианты ответов). В.: Правильно – это «Пассажиры». Поэтому и транспорт, который их перевозит, называют «пассажирским». Вот сегодня мы с вами и поговорим о городском пассажирском транспорте (В. специально повторяет, выделяя новые слова). А чтобы вам было интересно, давайте посмотрим фильм-презентацию. Пока я буду готовиться к показу, выбирайте и садитесь, пожалуйста, на приготовленные стульчики. Динамическая пауза. Игра «Машина» (Игра для развития артикуляционного аппарата). В.: Представьте себе, что вы сели в городской транспорт и превратились в водителей и пассажиров. Пусть у каждого из вас будет своя машина, не похожая на других. Поэтому моторы у всех звучат по-разному: «Бу-бу-бу», «Ту-ту-ту», «Ру-ру-ру» и т.д. Можно заводить моторы и отправляться в путь. (Д. шумно усаживаются на стульчики под присмотром воспитателя и помощника воспитателя. По команде воспитателя начинают производить звуки (работа двигателя машины), сначала тихие, затем более громкие и мощные (изменение интонации и темпа произношения). Каждый ребёнок произносит доступные ему звуки). Основная часть Воспитатель начинает показ презентации. 1-й слайд: В.: Это большой город, где по улицам перемещается много транспорта. Мы видим с вами широкую улицу, с мощным потоком машин. Они такие разные. Рассмотрим их повнимательнее. 2-й слайд: В.: Есть вот такие машины. Как они называются? (Д. отвечают) В.: Правильно. Эти машины называются «Легковые машины». Для чего они нужны? (В. выслушивает ответы детей) В.: Легковые машины нужны для того, чтобы перевозить малое количество людей (4-5 человек) или небольшие грузы. Бывает, что иногда люди используют чужие машины с водителями. Такие услуги по перевозке людей в городе оказывает «Такси». 3-й слайд: В.: Что это? Д.: Автобус. В.: Опишите его. Какой он? (Упражнение «Скажи, какой?») Для чего он нужен? (Д. проявляют активность, пытаясь рассказать об автобусе как можно больше. Воспитатель выслушивает их. Подсказывает прилагательные – «большой, длинный, тяжёлый, удобный, безопасный» и др., помогает согласовывать их с существительными в роде и падеже.). 4-й слайд: В.: Назовите, пожалуйста, этот вид пассажирского транспорта. Д.: Трамвай. В.: Чем он отличается от автобуса? (Д. перечисляют различия, сравнивают) В.: Трамвай передвигается по рельсам. Его колёса отличаются от колёс автобуса. Они металлические и не имеют шин. На крыше трамвая есть специальные штанги (усики), по которым идёт ток. Современные трамваи бывают очень длинными и могут перевозить больше людей, чем автобус (100-200 человек – почти всех детей нашего детского сада). 5-й слайд: В.: Это — … Д.: Троллейбус В.: Он похож на — … Д.: Автобус и трамвай. В.: А чем они похожи? (Д. находят общие признаки, сравнивают, описывают) В.: Вы правильно назвали одинаковые черты автобуса, трамвая и троллейбуса. Умницы! Самое главное, что весь этот транспорт служит для того, чтобы перевозить людей. Каким ещё транспортом мы с вами пользуемся в городе? (Д. выдвигают свои версии. В. внимательно слушает и корректирует их высказывания. Затем показывает следующий слайд) 6-й слайд: В.: Это «Метро». Что вы могли бы сказать о нём? (Д. используя слова, подсказанные воспитателем: «подземный, длинный, красивый, быстрый, многолюдный, вместительный, многодверный, скоростной, туннель, рельсы, вагон, состав, станция» и др. составляют короткие тексты-описания) В.: Очень хорошо! Я ещё хотела бы вам напомнить о других видах транспорта, которыми мы не так часто, но всё же пользуемся в городе. Посмотрите внимательно следующий слайд. 7-й слайд: В.: Кто из вас знает, как называются эти виды транспорта? (Д. отвечают. В. поправляет, дополняет, задаёт наводящие вопросы. Дети пытаются составлять тексты-описания) В. резюмирует: На экране мы с вами увидели
- Речной кораблик (речной трамвай) В. рассказывает детям о каждом из этих видов транспорта. Отвечает на вопросы детей. В.: Итак, мы сегодня с вами узнали о том, каким транспортом пользуются пассажиры в городе. Надеюсь, что вы хорошо запомнили его названия. Давайте ещё раз вспомним и поиграем. Поднимайте руки, если знаете отгадки на мои загадки: Гусеница мчится Пассажиров вдаль везёт Круглые копытца. Растянулась на версту По степям, лесам ползёт И кричит "Ту — ту, Ту — ту!" (Электричка) В городах глубокой ночью Спят автобус и трамвай. Если транспорт нужен срочно – Ты машину вызывай. Та приедет: "Я свободна! Довезу куда угодно!" (Такси) По волнам дворец плывет, На себе людей везет. (Корабль) Над проспектом слышен звон. Это едет по маршруту Электрический вагон. Был бы рельс да провода – Нас прокатит без труда. (Монорельс) Этот транспорт городской Знает в городе любой: Он вагон по рельсам мчит И колёсами стучит, А над ним висят всегда Из металла провода. (Трамвай) Он не лось, но он двурогий, Важно едет по дороге. Если рожки вдруг слетают С двух контактных проводов – Их водитель поправляет, И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Под землёй состав с народом Машинист ведёт по рельсам, Вслед за выходом и входом Задвигает шумно дверцы. Быстрый транспорт городской, Но особенный такой - Под землёй вагоны катят, Места всем доехать хватит! (Метро) Странный дом мчит по дороге – Круглые в резине ноги. Пассажирами заполнен И бензином бак наполнен. (Автобус) В.: Вы, ребята, поработали замечательно! Теперь можно отдохнуть и поиграть в игрушки-машины, которые я вам показывала в начале нашего занятия или поиграть в настольные игры «Найди пару» – карточки «Транспорт».
|