Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Борисова Марина Александровна | |||
09.02.2021 20:59 | |||
Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит» Елизавета Ивановна Тихеева, известный российский и советский педагог. Одним из основных организационно-педагогических условий и способов речевого развития детей дошкольного возраста является: создание качественной, насыщенной пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ, которая должна удовлетворять важные жизненные потребности дошкольника в познании и общении. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» включает в себя:
Основные цели и задачи образовательной области
Речевое развитие: Развитие речи.
-воспитание звуковой культуры речи. 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. Задачи построения речевой среды:
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе. Для развития речи дошкольников необходима организация центров, стимулирующих речевую активность детей. С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности, которые предусматривает определенный перечень материала и оборудования. Нормативно — знаковый материал, который готовит ребёнка к освоению письменной речи (чтения и письма): разнообразные наборы букв, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Образно — символический материал: специально разработанные, так называемые «наглядные пособия»: предметные и сюжетные картины, иллюстрации, серии картинок с фабульным развитием сюжета; алгоритмы для обучению рассказыванию, описанию; мнемотаблицы для заучивания стихов Разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. Виды картотек игр и упражнений для оснащения речевого уголка:
фонематического восприятия. При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
Критерии оснащения пространственной предметно-развивающей среды:
- ведущая игрушка ( «хозяйка» речевого уголка). Содержание речевых уголков в группах ДОУ. Вторая группа раннего возраста - Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста - Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик -Картинки по лексическим темам. -Художественные произведения по программе. -Предметные картинки:
- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает и т.д.). Вторая младшая группа - Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста - Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик -Картинки по лексическим темам. -Художественные произведения по программе. -Предметные и сюжетные картинки: -предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта, части суток, домашних животных и их детенышей, овощей, фруктов и т. д. - с изображением местоположение предметов (за окном, высоко, далеко, под шкафом). -с изображением некоторых материалов и их свойств (н-р: бумага – гладкая, рвётся) -с изображением действий. Средняя группа - Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста - Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик -Картинки по лексическим темам. -Художественные произведения по программе. -Алгоритм составления описания и сравнения предметов. -Предметные и сюжетные картинки: - с изображением знакомых сказок (рассказывание по сюжетной картинке) - с изображением предметов, явлений, событий, не имевших места в их собственном опыте - с изображением местоположение предметов (за окном, высоко, далеко, под шкафом). - с изображением предметов-противоположностей (антонимы) - с изображением профессий и их трудовых действий. Старшая группа - Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста - Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик -Картинки по лексическим темам. -Художественные произведения по программе. -Алгоритм составления описания и сравнения предметов, объектов, явлений (мнемотаблицы). -Предметные и сюжетные картинки: - с изображением изделий народных промыслов, мини-коллекций (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, - с фабульным (последовательно развивающимся) действием. Подготовительная группа - Дидактические игры по разделам развития речи для детей данного возраста - Упражнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик -Картинки по лексическим темам. -Художественные произведения по программе. -Алгоритм составления описания и сравнения предметов, объектов, явлений (мнемотаблицы). -Предметные и сюжетные картинки: - по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. -Графическое изображение:
-деление слова на слоги (двусложные и трёхсложные с открытым. Важно помнить:
Воспитатель высшей категории Борисова Марина Александровна МБДОУ детский сад № 3 «Сказка» г. Княгинино Нижегородской области
|