Развитие речи у детей | |||
Автор: Леонова Ирина Сергеевна | |||
22.11.2020 00:27 | |||
«Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско». Выполнил: воспитатель ГБДОУ № 5 Калининского района Санкт-Петербург 2020 Актуальность работы: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предоставляя равные возможности получения качественного образования с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, предполагает развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Но не все дети могут воспользоваться данной возможностью в силу своих особенностей: органическая деятельность ЦНС, слабость нервных процессов, нарушения эмоционально-волевой сферы, психическая неустойчивость, несформированная произвольная саморегуляция. По сегодняшним меркам эти дети, по клиническим показателям диагностируются, как «практически здоровые», «развивающиеся в пределах нижненормативных границ». К современным школьникам предъявляются большие требования: они должны не только уметь читать и анализировать учебный текст, но и организовывать свою поисковую деятельность: самостоятельно формулировать учебные цели и задачи, подбирать пути и средства их достижения, уметь планировать и оценивать свою работу, уметь общаться и сотрудничать. Но так называемые «практически здоровые» дети часто попадают в число неуспевающих, страдающих дисграфией и дислексией учеников, которые так же проявляют признаки дезадаптивного поведения, конфликтуют со сверстниками и взрослыми. Используя нейропсихологический подход, мы можем успешно проводить профилактику и коррекцию выше перечисленных проблем еще в дошкольном возрасте. Нейропсихология позволяет понять глубинные причины нарушений высших психических функций и подобрать наиболее эффективные методы их исправления. Ни одна проблема психического развития не является изолированной, у детей наблюдаются проявления разнотипных нарушений, свидетельствующих об общей функциональной недостаточности работы нервной системы: дефицитарная работа I функционального энергетического блока мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования), ведёт к паталогическому функционированию II (блок приёма, переработки и хранения информации) и III (блок программирования, регуляции контроля) функциональных блоков, что, соответственно, повлияет на своевременное созревание мозговых структур растущего организма и отсрочит автоматизацию тренируемых навыков. И здесь на помощь нам приходят приёмы нейропсихологии, которые охватывают многие звенья нарушенной функциональной системы и имеют комплексный характер воздействия. В нейропсихологических упражнениях задействуется максимально возможное количество анализаторов, что позволяет нам использовать сохранные функции для восстановления поврежденных. В нашей методической разработке представлены приёмы работы, направленные на развитие всех трех блоков мозга: дыхательные упражнения, способствующие оптимизации энергетических функций головного мозга; игры и упражнения, направленные на приём и переработку информации; а также, игры и задания, направленные на формирование контроля и саморегуляции. В логопедических группах работа ведется по определенным программой воспитания и обучения лексическим темам. Наблюдая за детьми в течение нескольких лет, мы обратили внимание на то, как легко они воспринимают неординарную, выходящую за рамки лексических тем, информацию. Каждый год педагоги ГБДОУ организуют посещение различных музеев. Один из любимых музеев наших детей – музей «Истории подводных сил России им. Маринеско». Это натолкнуло нас на идею создания проекта к юбилею данного музея (в 2017 году 20 лет со дня его открытия). Проектная деятельность успешно осуществляет интеграцию образовательных областей (познавательное, речевое развитие (в т.ч. коррекционная работа), физическое и художественно-эстетическое развитие), а так же просвещение родителей, вовлечение их в образовательный процесс. Данная тема позволяет охватить большое количество традиционных тем, внося в них новизну и необычность: «Транспорт», «Профессии», «Инструменты», «23 февраля», «Подводный мир», «Животные жарких стран и севера» (путешествия по морям и океанам), «Наш город». В рамках проекта наши дети приняли участие в районном конкурсе «Юнга», посетили музей «Истории подводных сил России им. Маринеско», проведена интерактивная игра «В поисках утраченных сокровищ» между детьми старшего возраста (три логопедические группы), викторина «Чудеса подводного мира», познавательная игра «Что? Где? Когда?», музыкальный ринг «По морям по волнам». Дети с интересом и легкостью научились вязать морские узлы и с радостью самостоятельно обучали воспитанников из других групп, усвоили необычную для детского сада информацию: названия военно-морских профессий, специальных инструментов, экзотических обитателей водоемов и их значение для человека, познакомились с работами художников маринистов, военными и патриотическими песнями. Содержательная и методическая часть «Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско». Цель проекта: развитие высших психических функций. Задачи проекта:
Участники проекта: воспитатель, родители, дети старшего дошкольного возраста Продукт: Учебно-методический комплект игр, упражнений, пособий по развитию высших психических функций, сценарии интерактивных игр, мероприятий. В учебно-методический комплект входят пособия:
При подготовке проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил им. Маринеско» учитывались основные дидактические принципы: связи знаний, умений с жизнью, с практикой; научности; системности знаний; воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений; всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков; доступности. Образовательная деятельность детей строилась с учетом личностно-ориентированного подхода к взаимодействию педагога и воспитанников, и с осуществлением интеграции всех образовательных областей. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско» 1. Сбор и систематизация информации
2. Экспериментальная деятельность
3. Игровая деятельность детей
4. Творческая деятельность детей
5. Музыкальное и физическое развитие
6. Взаимодействие с родителями
Интеграция образовательных областей в ходе реализации проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско» 1. Познавательное развитие
2. Речевое развитие
3. Социально-коммуникативное развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Данный проект дает уникальную возможность вести полноценную профилактику и коррекцию нарушений высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста. У детей появляется интерес и желание решать проблемные ситуации и задачи, не испытывая психологических затруднений. Вся работа строится на инициативе ребенка. У детей появляется возможность и способность к самостоятельному планированию и самоконтролю своей деятельности. Что крайне необходимо для успешного обучения и комфортного общения со сверстниками в школе. В наше время большую актуальность имеет воспитание у детей с раннего возраста чувства патриотизма и любви к своей Родине – чему способствуют все направления деятельности педагога. Проект обеспечивает тесную взаимосвязь родителей, детей и педагога ДОУ, что способствует улучшению качества воспитания и образования. Литература
Интернет-ресурсы:
|