ПРОЕКТ дополнительного образования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВИЧОК» по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя с воспитателем и родителями детей 5 – 6 лет |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Владимирова Оксана Владимировна Пасевич Ольга Владимировна | |||
02.11.2020 11:08 | |||
ПРОЕКТ дополнительного образования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВИЧОК» по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя с воспитателем и родителями детей 5 – 6 лет авторы и руководители проекта: О.В. Владимирова, музыкальный руководитель, О. В. Пасевич, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска Проблема. Родители недостаточно хорошо ориентируются в вопросах речевого развития современных детей. Не принимают активного участия в детско-родительских мероприятиях. Новизна. Данный проект представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую подготовку к полноценному овладению фонетическим строем русского языка, интенсивному развитию фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитию связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям:
Актуальность данного проекта обусловлена его практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Данный проект поможет детям с нарушением звукопроизношения осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Направленность. Предлагаемый проект по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. Цель: создание условий для продуктивного взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей старшей группы. Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи. Оздоровительные:
Образовательно-воспитательные:
Коррекционно-развивающие:
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений: Учитель-логопед Задачи Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Музыкальный руководитель: Образовательные: •
Развивающие:
Воспитательные: 3. Воспитывать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. 4. Воспитывать темп и ритм дыхания и речи; 5. Совершенствовать личностные качества, Оздоровительные:
Эффективность коррекционной работы определяется четкой организацией пребывания детей в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе педагогов. Участники проекта: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель, дети старшей группы и родители. Тип проекта: творческий (учебно-познавательный) вид проекта: долгосрочный Срок реализации проекта: 2020-2021 учебный год В основе слаженной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда лежат следующие принципы:
Форма работы (организации) фронтальная и подгрупповая. Из расчета 2-3 раза на любых занятиях занятия в неделю, либо в режимные моменты по решению педагога. Обязательным элементом являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, возможно проводить и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 5-10 минут. Такая форма организации занятий позволяет уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие. Индивидуальные занятия-консультации учителем-логопедом и музыкальным руководителем проводятся по мере необходимости. В работе используются методы:
При проведении занятий необходимо соблюдать ряд условий:
Материально-техническое обеспечение:
Кадровое обеспечение:
Технологии:
Ожидаемый результат.
Тесная взаимосвязь в работе музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя и родителей помогает организовать более продуктивную подготовку наших детей к социализации, участию в праздниках, досугах и развлечениях. Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной. Этапы. Реализация проекта предполагает работу в III этапа. I этап подготовительный (информационно-аналитический). Мероприятия:
II этап основной (практический). Мероприятия:
III этап заключительный (контрольно-диагностический) Мероприятия:
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методикам Н. В. Серебряковой, И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. По результатам обследования определяются приоритетные направления профилактической работы. Наилучшие результаты будут достигнуты, если педагоги и родители действуют согласованно. В рамках проекта педагогов и родителей важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса. Для достижения целей проекта определен круг задач, которые необходимо решить:
Взаимодействие педагогов и родителей Просветительский блок
Практический блок
|