Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну русских народных сказок». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Захарова Ольга Сергеевна | |||
14.04.2020 00:55 | |||
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну русских народных сказок». Составила: Захарова Ольга Сергеевна, воспитатель 1 КК. Коменки 2020г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 17 комбинированного вида «Земляничка» Форма НОД: квест-игра. Цель: закрепить и систематизировать знания детей о русских народных сказках посредством квест-игры. Задачи: Образовательные: учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение работы с мнемотаблицами, закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок. Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Оборудование и материалы: столы с номерами, ноутбук, мультимедийная система, аудиозапись сказочной мелодии, электронного письма; план-карта, мяч, мнемотаблицы, карточки-буквы, карточки-загадки, картинки к загадкам, карточки с отрывками из сказок, карточки с заданиями, сундук с замком, книга «Сборник русских народных сказок», шоколадные сюрпризы, раскраски с сюжетами сказок для детей. Структура занятия и методические приемы: 1. организационный момент: 1-2 минуты
2. мотивационный этап: 2-3 минуты
3. основной этап: 20 минут
4. заключительный этап: 2-3 минуты
Ход занятия: 1. Организационный момент: Слайд №1. Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и встают в круг: Воспитатель: - В круг вставайте веселей Воспитатель приветствует детей и знакомится с ними. Мотивационный этап: Слайд №2. 1. (раздается звук электронного письма) Воспитатель: - Ребята, вы слышите? Кажется к нам в детский сад, пришло электронное письмо. А хотите узнать от кого? - Внимание — на волшебный экран. Слайд №3. - Кто это ребята? Вы узнали нашего гостя? (ответы детей.) (на экране изображен «Петрушка» и текст письма). - правильно ребята, это Петрушка – это персонаж русских народных кукольных представлений. Он любит шутить и веселиться. -Давайте прочитаем, что он нам пишет! Слайд №4. Читаем письмо: «Здравствуйте, дорогие мои друзья! Я обращаюсь к вам с большой просьбой. У меня исчезла очень важная вещь, без которой я не могу обходиться. На том месте, где эта вещь была, я обнаружил необычную карту. Следуя плану, который на ней изображен, я понял, что я смогу найти эту вещь, если преодолею все трудности и препятствия. Но одному мне точно не справиться! Я знаю, что вы очень дружные ребята, и всегда делаете все вместе. Помогите мне, пожалуйста, найти эту вещь. После выполнения каждого задания вы будете получать букву, когда вы соберете все буквы, вы должны будете составить слово. Слово – это та самая «ВЕЩЬ», которая исчезла. А найдете вы ее после того, как отгадаете загадку. В загадке будет указано место, где эта «вещь» находится. Отправляю вам план-карту. Всего вам доброго, до встречи! Ваш Петрушка». Воспитатель: слайд №5. - ребята, вот та самая карта, где показаны задания, которые нужно выполнить. Давайте ее рассмотрим. (Дети рассматривают план-карту). -Какая карта? Что на ней изображено? Правильно, на ней изображены персонажи из русских народных сказок. - Ребята, а вы любите сказки? А что такое «СКАЗКА»? (это вымышленный рассказ о ком-либо или о чем-либо) -А какие сказки бывают? (русские народные и авторские) - чем они отличаются? (русские народные придумывает народ и рассказывает их из поколения в поколение, а авторские придумывает определенный автор.) - давайте с вами вспомним и назовем, какие народные сказки вы знаете? (курочка, ряба, колобок, маша и медведь, Василиса прекрасная, теремок, репка, морозко, петушок и бобовое зернышко, царевна-лягушка, гуси-лебеди, три медведя, каша из топора, снегурочка, лисичка сестричка и серый волк, по щучьему велению., заюшкина избушка, сестрица Аленушка и братец Иванушка, бычок – смоляной бочок, теремок, лиса и журавль, вершки и корешки, крошечка-ховрошечка, рукавичка, крылатый, мохнатый да масляный, и др.) - молодцы, ребята, как много сказок вы знаете! 3. Основной этап: - ну что, Ребята, вы готовы помочь Петрушке? (Да) -Тогда отправляемся в путешествие по карте заданий? (Да) - А на чем можно путешествовать ребята? (на машине, корабле, вертолете, самолете, поезде и т.д.) - Я предлагаю вам отправится в путешествие на поезде. Согласны? Давайте встанем друг за другом, возьмем друг друга за плечики, вспомним как гудит поезд, и отправимся по карте выполнять первое задание! (дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 1.) Воспитатель: - А вот и первое задание. Слайд №6, 7 Игра «Что лишнее?» - Рассмотрите четыре картинки, угадайте сказку, уберите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя. (Дети выполняют задание) Воспитатель: - Молодцы, с первым заданием вы справились. Мы получаем первую букву. Какая это буква? Назовите ее. (Дети получают карточку-букву «И»). - давайте посмотрим на карту, под каким номером нас ждет следующее испытание? Отправляемся выполнять второе задание? Занимаем свои места в поезде и поехали.. (дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 2.) - А вот и второе задание. Слайд №8. Игра «Разминка». Для этой игры вам понадобится мяч. У многих сказочных героев двойные имена, например: Кощей — Бессмертный. Давайте встанем в круг, Я вам буду бросать мяч, и произносить первую половину имени сказочного героя, а вы мне мяч возвращаете и говорите вторую половину. (Дети встают в круг). Ход игры: - Змей …Горыныч Василиса… Прекрасная Кощей…Бессмертный Мальчик … с пальчик Сестрица … Аленушка Крошечка… Хаврошечка Иван…Царевич Братец … Иванушка Елена … Премудрая Муха…Цокотуха Кот…В сапогах Вини…Пух Дед…Мороз Баба…Яга Доктор…Айболит Соловей…Разбойник - Молодцы, ребята! Вот мы справились и со вторым заданием, за это мы получаем вторую карточку-букву. Какая это буква? Назовите ее. (Дети получают карточку-букву «А»). - давайте посмотрим на карту, под каким номером нас ждет следующее испытание? Отправляемся выполнять третье задание? Занимаем свои места в поезде и поехали.. (дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 3.) - вот и третье задание. Слайд №9, 10. Игра «Какая сказка спряталась в таблице?» На столе лежат для вас таблицы. Вы должны отгадать, какая сказка изображена на таблице, и вкратце пересказать сюжет сказки. (Дети рассматривают и отгадывают названия сказок по мнемотаблицам): «Лисичка-сестричка и серый волк», «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка». Воспитатель: - Отлично! Вы отгадали все сказки, и получаете следующую букву. (Дети получают карточку-букву «К».) - отправляемся выполнять следующее задание! Занимайте свои места в вагончиках, поехали! (дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 4.) - четвертое задание. Слайд №11. Герои сказок часто попадали в безвыходные ситуации, прямо в настоящие лабиринты, отгадывали разные загадки, чтобы преодолеть трудности и все испытания. Для того, чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо отгадать загадки и найти соответствующее изображение на картинке и выложить на столе. (Дети отгадывают загадки, находят изображения, где изображены герои сказок и предметы из сказок.) - Летательный аппарат Бабы Яги? – Ступа. - На конце какого предмета находится смерть Кощея Бессмертного. – На конце иглы. - Как зовут огромного динозавра с тремя головами? – Змей Горыныч. - Сказочный воздушный вид транспорта. – Ковер-самолет. - Что за овощ — гигант вырос в огороде. – Репка. - Кто проучил колобка за хвастовство. – Лиса. - Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? – Маша. - Кто помог вытащить репку? – Мышка. - Какая жительница болота стала женой Ивана – царевича? – Лягушка. - Сколько козлят было у мамы Козы? – Семеро козлят. - Кто сломал теремок? – Медведь. - В какое домашнее животное превратился братец Иванушка? – В козленочка. - Он весь день лежал на печке И работать не любил. Рыбу вытащив из речки, Все печали позабыл. (Емеля)
Совсем одна живёт старушка. Метлой она не пол метёт, Метла — старушкин самолёт. (Баба – яга)
И всегда ужасно злющий. В сказках — главный он злодей, Царство есть, но нет друзей. (Кощей)
Но к старику на подмогу плывёт. Просьбу любую исполнит играя — Видно, волшебница, ведь золотая. (Рыбка) Воспитатель: - Очень хорошо, вы справились с этим заданием и получаете еще одну букву. (Дети получают карточку-букву «Н».) - отправляемся выполнять следующее задание! Занимайте свои места в вагончиках, поехали! (дети совместно с воспитателем изображают ход и звук поезда «Чух-чух-чух», «Ту-тууу» идут к столу под № 5.) - Пятое задание. Слайд № 12. На этом этапе нужно выполнить два задания и мы наконец-то получим последнюю букву. 1. Игра «Необычная сказка». Для вас Ребята, необычная сказка, послушайте ее и найдите ошибки и назовите название сказки.» Сказка «Катя и три волка.» Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутая по лесу, набрела она на избушку. А в избушке жили три волка, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из всех тарелок, посидела на всех стульях, а затем легла на самую маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты, заметили, что кто-то хозяйничал в их доме, и ну ругаться. А Катя услыхала, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто хозяйничал в их доме. (сказка «три медведя», девочку зовут Маша, а не Катя, и герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.) 2. Игра «Назови сказку» Ход игры: по отрывку из сказки дети отгадывают сказку. Бывало сядут друзья за стол — не нахвалятся. Воробей говорит: - Эх, щи так щи, до чего хороши да жирны! А блин ему в ответ: - А я, блин масленый, окунусь в горшок, да вылезу — вот щи и жирные. (русская народная сказка "Крылатый, мохнатый да масленый"). Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран. -Куда, баран, идешь? — спрашивает бык. - От зимы лето ищу, — говорит баран. Пойдем со мною! Вот пошли они вместе. (русская народная сказка "Зимовье зверей"). Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего у него не выходит! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. (русская народная сказка "Лиса и журавль"). Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет. Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. (русская народная сказка "Кот, петух и лиса"). Воспитатель: - Очень хорошо, вы справились с этим заданием и получаете еще одну букву. (Дети получают карточку-букву «Г».) - Молодцы! Все буквы мы собрали и теперь низ них нужно сложить слово, и мы наконец-то узнаем, что же за «вещь» исчезла у Петрушки. Дети складывают слово «КНИГА». Слайд №13. 4. Заключительный этап: Слайд №14 Воспитатель: — ребята, для того, чтобы узнать, где эта книга находится, мы должны отгадать еще одну загадку: Большой ящик, на нем крышка. И висит ещё замок. Царь хранит в нем золотишко, Чтоб украсть никто не смог. (сундук) Слайд №15. - ребята, давайте внимательно посмотри вокруг, не видно ли где сундука. (Дети отгадывают загадку, находят в группе спрятанный сундук, воспитатель пытается открыть его, но он оказывается закрыт на замок, а на сундуке записка) Воспитатель: - посмотрите ребята, сундук оказался закрытым, как же нам его теперь открыть? Кажется я что-то нашла. Это подсказка: А вот и слова заклинания, которые помогут вам открыть сундук. Вам нужно произнести три магических слова: снуп, снап, снуре! разными способами:
(дети выполняют задание и после этих слов воспитатель открывает замок сундука и находят в нем книгу «Сборник русских народных сказок». А на дне сундука, находят подарок от Петрушки – шоколадные сюрпризы, за помощь в выполнении заданий, а так же раскраски с героями народных сказок. Дети самостоятельно в свободное время раскрашивают их.) Слайд №16. Воспитатель: - Вот, что пропало у Петрушки – «Книга». Конечно же, книга необходима Петрушке для проведения праздников и развлечений. Поэтому он так переживал, без нее ему никак не обойтись. Как вы заметили, для вас, тоже Петрушка приготовил небольшие подарки — шоколадные монетки и раскраски. Он очень благодарен вам за вашу помощь. - Скажите, пожалуйста, вам понравилась занятие? Чем мы сегодня занимались с вами? Какие сказки мы с вами сегодня вспомнили? А чему нас учат сказки? (учит совершать добрые поступки, хорошие дела, сочувствовать и помогать тем, кто оказался в беде, принимать верные решения в той или иной ситуации, верить в свои силы и возможности, уважать старших) -Спасибо, ребята, вам большое за занятие! До новых встреч!
|