Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Веселова Надежда Васильевна | |||
12.04.2020 13:06 | |||
Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей. Подготовила: воспитатель Веселова Н. В. 2016 г. Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии дошкольника. Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10 -15 минут. Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив — 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни. Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по — своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи. Цель обучения мнемотехнике
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи.
Схема описания игрушки. Мой мяч синего цвета, он круглый, среднего размера. Мой мячик резиновый. Его можно подбрасывать и ловить, можно ударять о пол и тогда он будет прыгать. Схема составление рассказов. (Животные.) Воробей — небольшая птица серо — коричневого цвета. Спинка у него коричневая с черными пятнышками, грудка светло-серая. Воробьев, проще всего встретить в городе. Эта птичка всегда живет рядом с человеком. Воробьи питаются растительной пищей: всевозможными зернышками, весной почками. Только птенцов они выкармливают насекомыми. Воробьи не улетают зимовать на юг, Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов, иногда в брошенных ласточкиных норках. Воробышки часто драчливы и задиристы. Этапы работы над стихотворением.
Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу. 3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых — помочь детям уяснить основную мысль. 4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов. 5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Дети повторяют с опорой на мнемотаблицу.) 6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицы. Точки крестики кружочки. Под окном и на снегу Мне понятны эти строчки Прочитать я их могу Это мне письмо прислали На заре мои друзья С «Добрым утром!» — написали непоседы воробьи. Кто рассыпал на снегу Длинные цепочки Кто рассыпал на снегу крестики и точки Это птицы на бегу о ставляют на снегу Длинные цепочки крестики и точки. Проговаривание чистоговорок. Проговаривание скороговорок. Пересказывание художественных текстов. Пересказ рассказа.
Весна. Весной ярко светит солнце. Весной тает снег. Весной появляются почки, вырастает травка. Весной просыпается еж и медведь. Линяют животные. Весной у диких животных появляются детеныши. Вывод. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей. [~ж~| Не удается отобразить рисунок. Возможно, рисунок поврежден или недостаточно памяти для его открытия. Перезагрузите компьютер, а затем снова откройте файл. Если вместо рисунка все еще отображается красный крестик, попробуйте удалить рисунок и вставить его заново. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что -то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ. Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также с помощью мнемотехники возможно изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь. Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты. Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и популярный в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть.
|