Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.
Развитие речи у детей
Автор: Веселова Надежда Васильевна   
12.04.2020 13:06

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.

Подготовила: воспитатель Веселова Н. В. 2016 г.

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии дошкольника.

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

 

Скачать конспект

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10 -15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив — 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах произведений художественной литературы
  • при отгадывании загадок
  • при заучивании стихов.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по — своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Цель обучения мнемотехнике

  • развитие психических процессов — памяти, мышления, воображения, внимания, — ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи.

  • Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
  • Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразования символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом во спроизведении.
  • Развитие творческие творческих способностей, фантазии.
  • Совершенствование лексико — грамматических средств языка, звуковой стороны речи: произношения, восприятия и выразительности.

Схема описания игрушки.

Мой мяч синего цвета, он круглый, среднего размера.

Мой мячик резиновый. Его можно подбрасывать и ловить, можно ударять о пол и тогда он будет прыгать.

Схема составление рассказов. (Животные.)

Воробей — небольшая птица серо — коричневого цвета. Спинка у него коричневая с черными пятнышками, грудка светло-серая. Воробьев, проще всего встретить в городе. Эта птичка всегда живет рядом с человеком. Воробьи питаются растительной пищей: всевозможными зернышками, весной почками. Только птенцов они выкармливают насекомыми. Воробьи не улетают зимовать на юг, Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов, иногда в брошенных ласточкиных норках. Воробышки часто драчливы и задиристы.

Этапы работы над стихотворением.

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть.

Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых — помочь детям уяснить основную мысль.

4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Дети повторяют с опорой на мнемотаблицу.)

6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

Точки крестики кружочки. Под окном и на снегу Мне понятны эти строчки Прочитать я их могу Это мне письмо прислали На заре мои друзья С «Добрым утром!» — написали

непоседы воробьи.

Кто рассыпал на снегу Длинные цепочки Кто рассыпал на снегу крестики и точки Это птицы на бегу о ставляют на снегу Длинные цепочки крестики и точки.

Проговаривание чистоговорок.

Проговаривание скороговорок.

Пересказывание художественных текстов.

Пересказ рассказа.

  1. Чтение текста и демонстрация опорных картинок.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Повторное чтение рассказа с установкой на перессказ.
  4. Перессказ текста ребенком своими словами.

Весна.

Весной ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются почки, вырастает травка.

Весной просыпается еж и медведь.

Линяют животные.

Весной у диких животных появляются детеныши.

Вывод.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей.

[~ж~| Не удается отобразить рисунок. Возможно,

рисунок поврежден или недостаточно памяти для его открытия. Перезагрузите компьютер, а затем снова откройте файл. Если вместо рисунка все еще отображается красный крестик, попробуйте удалить рисунок и вставить его заново.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что -то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ.

Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также с помощью мнемотехники возможно изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь. Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты. Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.

Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и популярный в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год