Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи у детей
Автор: Радионова Людмила Ивановна   
24.03.2020 21:23

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с различными нарушениями в речевом развитии. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности, снижает продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями.

Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед педагогами дошкольного образования такие задачи, как воспитание всесторонне развитой личности.

Для решения данной задачи образовательные учреждения ориентированы на создание оптимальных условий для реализации возможностей и способностей дошкольника. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы фундамента личности, его ценных ориентаций.

 

Общественное дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране рассматривается как первоначальное звено в единой системе непрерывного специального образования. Дети данных категорий должны быть охвачены обучением и воспитанием в рамках общей педагогики, теории и практики детей с проблемами в развитии.

Ведущие отечественные специалисты в области логопедии и специальной психологии: Жукова Н.С., Левина Р.Е., Гаркуша Ю.Ф. и др. ориентируются на целительные силы природы, на ее живительные, лечебно-педагогические возможности. Аркин Е.А., Селиверстов В.И. предлагают использовать игры с природным материалом в коррекционно-воспитательном процессе как эффективное средство развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка.

Работая в младшей группе, из года в год педагоги ДОУ наблюдают значительное увеличение количества детей с различными нарушениями в речевом развитии, в развитии познавательных процессов, слабое абстрактное мышление и значительное нарушение координации, моторную неловкость.

Своей педагогической задачей считаем обеспечение всестороннего развития ребенка, а первостепенной – развитие речи детей младшего возраста. Для решения поставленной задачи и средством, направленным на развитие речи детей, была взята игра с природным материалом, так как игра – основной вид деятельности ребенка.

Прежде чем начать использовать природный материал в играх, направленных на развитие речи детей младшего возраста, педагогами была изучена методическая литература, литература о пользе природного материала как средства коррекции речи детей. Отобран материал для построения системы игр с природным материалом. Систематически проводились игры, и велась практическая деятельность с природным материалом.

В процессе этой работы активно развивается согласованность действий глаза и руки. Большое внимание уделяем развитию мелкой моторики ребенка с помощью данных игр с природным материалом. Начинаем игры-занятия с массажа рук с помощью шишек, репейника, ореха. Во время массажа идет знакомство с новым материалом, снижается эмоциональное напряжение. Делая массаж рук, проговариваем чистоговорки, небольшие стихотворные тексты. Например, такие:

Ом-ом-ом – мы построим дом.

Бы-бы-бы в лесу растут грибы.

Та-та-та хвост пушистый у кота.

Или небольшие стихотворные тексты:

Мама и дочка стирают платочки

Вот так, вот так,

Постирали и отжали

Ох, немножко мы устали.

Кулачок, как колобок

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем

Кулачками мы играем.

Для релаксации используем сухой бассейн с песком и предлагаем игры природного содержания, что позволяет массировать пальцы ребенка, они становятся более чувствительными, а движения координированными.

Это способствует координации мышечного тонуса, стимулирует тактильные ощущения, увеличивается объем и амплитуда движений пальцев рук, формируются произвольные координированные движения. Например, в бассейне ребенок делает различные движения пальцами, одновременно проговаривая:

На лужайке по ромашке

Жук летел в цветной рубашке,

Жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Взаимодействие с миром природы через игры с природным материалом обладает большим психолого-педагогическим потенциалом и оказывает большое влияние на развитие. Исходя из этого, дети данной категории должны как можно больше встречаться с природой на раннем этапе воспитания и обучения, это способствует ослаблению и преодолению имеющихся отклонений в речевом развитии

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год