Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Чумаченко Юлия Анатольевна | |||
09.03.2020 18:04 | |||
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна» Задачи:
Материалы: репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода.» Ход образовательной деятельности: Педагог: Дети, какое сейчас время года? Дети: Весна. Педагог: Посмотрите (показывает репродукцию): на картине художника Левитана тоже нарисована весна. Исаак Левитан очень любил свою Родину и писал картины, на которых изображал родную природу. Эта картина называется «Весна. Большая вода.» Давайте внимательно рассмотрим картину. Что изобразил художник на картине? Дети: Художник изобразил весну, лес, стоящий в воде.
Педагог: Как вы думаете, почему художник назвал картину «Большая вода»? Дети: Художник так назвал свою картину потому, что весной после таяния снега образуется много воды. Педагог: Правильно, тает лед на речке, река разливается и заливает лес. Поэтому лес на картине Левитана стоит в воде. Как вы думаете, художник изобразил на своей картине какую весну – раннюю или позднюю? Дети: Художник изобразил на картине раннюю весну. Педагог: Правильно, молодцы! Давайте мы с вами немного поиграем: становитесь в круг, повторяйте слова и выполняйте движения. Физкультминутка «Веснянка» Солнышко, солнышко, золотое донышко, Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.) Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу друг за другом на носочках.) Прилетели сто грачей (Бегут, взмахивая руками, как крыльями.) А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.) А цветочки подрастают. (Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.) А теперь послушайте отрывок из рассказа Ивана – Соколова Микитова «Лесные картинки». (Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.) Дети, о какой весне говорится в рассказе? Дети: В рассказе говорится о ранней весне. Педагог: Почему вы решили, что в рассказе говорится о ранней весне? Дети: Смолой пахнут набухшие почки. Кукушки еще не прилетели. Подснежники еще не расцвели. Педагог: Какими словами автор говорит о весне? Дети: Весна радостна, шумна, пахуча. Педагог: Как описывает весну автор? Дети: Звонко поют птицы. Звенят весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в вершинах. Педагог: Давайте мы поиграем в игру «Скажи наоборот»: я буду называть слово, а вы должны подобрать слово, противоположное по значению. Игра «Скажи наоборот» Весна ранняя – поздняя. Весна теплая – холодная. Весна веселая –грустная. Ветер холодный – теплый. Ветер сильный – слабый. А теперь давайте подберем к словам «весна», «вода», «ветер» слова, похожие по смыслу. Дети: Весна, весенняя, веснушка, веснянка. Вода, водный, водяная, водянка. Ветер, ветряная, ветерок, ветрянка. Педагог: Сегодня мы с вами рассматривали картину Левитана «Весна» и слушали отрывок из рассказа Соколова – Микитова «Лесные картинки». Что общего в этих двух произведениях? Дети: Весна. Педагог: Какая весна? Дети: Весна ранняя. Педагог: Правильно, художник и писатель изобразили в своих произведениях раннюю весну. Подумайте и скажите, одинаковая весна в этих двух произведениях? Дети: Нет! Весна на картине грустная, а в рассказе – веселая. Педагог: А чем еще отличаются эти произведения? Дети: На картине лес стоит в воде, а в рассказе под деревьями бегут ручейки. Педагог: Правильно, молодцы! А теперь придумайте предложение о весне и произнесите его так, чтобы было понятно: вы рады весне. Скажите радостно и весело. Дети: Весна пришла, все кругом в цветах! Педагог: А теперь придумайте предложение о весне и произнесите его так, чтобы было понятно, что весна не всегда в радость. Скажите с огорчением. Дети: Весна пришла, кругом грязь и вода. Педагог: Молодцы.
|