Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Мощева Марина Васильевна | |||
07.03.2020 09:42 | |||
Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах развития речи детей. Задачи:
Использованная литература: Л. В. Минкевич «Родительские собрания в детском саду» старший дошкольный возраст. Предварительная работа: Анкета для родителей; Раздаточный материал (памятки); Консультации в родительский уголок. Повестка собрания:
Ход собрания: 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему было принято решение обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1, 5 года. На что в первую очередь обращают внимание: на речь ребёнка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребёнка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да? И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит это вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей). Если «нет», не задумываемся: (Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?). Некоторые дети начинают говорить в возрасте до года – 1,5 года, что является физиологической нормой. Некоторые — в период 2 – 3 лет. У современных детей сегодня наблюдается задержка речевого развития. Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (грамотная, понятная, выразительная, осмысленная, богатая…) Это идеал. А что же получается на самом деле? В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
Выступление библиотекаря. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. Показ выставки детских книг, которые можно брать в библиотеке и читать детям в этом возрасте. Я предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям». (раздать родителям)
- составлению творческих рассказов - составлению рассказов по картине, по серии картин - пересказам 2. Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом (Конкурс «Стихоцветик») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. 3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки. 4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему». А дома? Анкетирование показало, что дома вы с детьми в основном занимаетесь над развитием речи: разучиваете стихи, выполняете задания логопеда, исправляете ошибки в речи детей, проводите словарную работу, просите отвечать сложными предложениями, играете в речевые игры. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним. Что дома делать надо:
Достижения ребенка к концу учебного года
Работа по развитию речи ребёнка в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. 5. И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. (педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию). Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Игра «Подберите эпитеты к словам» -снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.) -родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т.д.) -ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.) -ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.) Игра «Назови предмет» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.
Итог. Может у вас возникли вопросы? Или кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка? Рефлексия: Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным. А теперь мы предлагаем взять по листочку, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наше дерево. Зеленый лист- разговор был полезен. Я всегда буду играть в речевые игры, чаще читать своему ребёнку. Желтый лист – Я постараюсь все выполнять. Красный лист – Ничего нового я не узнал. Как делал раньше, так и буду делать дальше. Замечательно на нашем дереве много зеленых листьев, а это значит, что мы принимаем решение: …
|