Как научить ребенка не бояться сцены |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Авдеева Наталья Борисовна | |||
06.03.2020 00:56 | |||
Как научить ребенка не бояться сцены Большинство людей мечтают о том, чтобы говорить ясно, ярко и убедительно. Современным детям уже с младшего возраста просто необходимо учиться, не бояться выступления на публике. Без этого умения нельзя рассчитывать на серьезные жизненные достижения. Если вашему ребенку предстоит участие в утреннике, конкурсе, другое выступление – как победить страх, как привлечь внимание зрителя и как его удерживать? Причинами появления страха на сцене для детей являются следующие факторы:
Первопричиной большинства психологических проблем ребенка дошкольника являются необдуманные действия родителей. Начиная со старшего дошкольного возраста большое значение имеет утверждение среди сверстников. Каждый пытается в чем-то преобладать, показать свое «Я». Значит, преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многочисленности его факторов, влияющих на психологическое состояние ребенка перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку не только взрослого, но и дошкольника.
Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Хочу предложить вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно, что-то подойдет и вам. Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям. Существует мнение, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление. Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить». Ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать». Необходимо хорошо знать материал, с которым предстоит выступать. Чтобы дошкольник с желанием разучивал, отрабатывал вокальный или инструментальный номер, его нужно заинтересовать, т.е. замотивировать. Есть дети, которые, получив от музыкального руководителя предложение готовить номер к выступлению, тщательно подходят к репетиции, но выйдя на выступление перед публикой, тут же все забывают. Для пополнения опыта ребенка-дошкольника используются разнообразные ролевые игры ( «Экскурсовод», «Учитель» и др.), различные упражнения, направленные на развитие у детей психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), на обучение элементам саморасслабления и умения выражать эмоциональные состояния (упражнения психогимнастики, разработанные М.И. Чистяковой). Очень эффективны в работе для преодоления сценического волнения театральные постановки, театральные этюды. Например: Этюды на выражение страха Лисенок боится (3-4 года) Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Упражнение выполняется под музыку горной реки. Гроза (4-5 лет) За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. Звучит музыка М.Раухвергера «Гром». Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище. Страх (5-6 дет) Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? Во время этюда звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная». Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания. Ночные звуки (6-7 лет) Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья 8ромко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку показалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался утонок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться. В зале притемняется свет. Все дети, кроме ребенка-утенка. Изображают деревья, коряги и пеньки. Из стульев можно сделать бурелом. Пока звучит музыка Ф.Бургмюллера «Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п. утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек и дрожит. Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен. Все дети подходят к ребенку-утенку, и по очереди слушают, как сильно и гулко бьется у него сердце Продумайте внешний вид. Одежда должна быть удобной и привлекательной. Успех выступления во многом зависит от того, как выйти. Хорошо известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд. Изменить его позже – намного сложнее, чем сразу произвести благоприятное впечатление. Нужно научить ребенка правильно выбрать позу для выступления. Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее ширины плеч ( «ножки вместе»), вы почувствуете некоторую неустойчивость - площадь опоры слишком мала. Если более ширины плеч, возникнет ощущение развязности. Плечи и грудь расправьте. Подбородок чуть выше линии горизонта. Глаза устремлены на публику. 4 Очень помогает практика выступления в семейном кругу. Это могут быть воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый готовит свое «выступление» перед зрителями: песенку, танец, спектакль кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Это не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом. Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка во всем. И самое главное: После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот тут, это звучало еще лучше?», «Я могла бы тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?». Таким образом, сценическое волнение – естественная реакция на сам факт выступления дошкольников перед зрителями. Нужно учитывать, что сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях, как негативные, так и позитивные моменты, проявляться в различных формах и видах. Наилучший случай, когда волнение вызывает в дошкольниках празднично - приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Также важную роль играет предрасположенность дошкольников к публичной деятельности, наличие у него артистизма, или напротив, отсутствие соответствующих качеств и свойств. Музыкальный руководитель: Н.Б. Авдеева
|