Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как научить ребенка не бояться сцены
Развитие речи у детей
Автор: Авдеева Наталья Борисовна   
06.03.2020 00:56

Как научить ребенка не бояться сценыКак научить ребенка не бояться сцены

Большинство людей мечтают о том, чтобы говорить ясно, ярко и убедительно. Современным детям уже с младшего возраста просто необходимо учиться, не бояться выступления на публике. Без этого умения нельзя рассчитывать на серьезные жизненные достижения. Если вашему ребенку предстоит участие в утреннике, конкурсе, другое выступление – как победить страх, как привлечь внимание зрителя и как его удерживать?

Причинами появления страха на сцене для детей являются следующие факторы:

  • негативное мнение сверстников,
  • неудачные попытки прошлых выступлений,
  • плохая оценка слушателями о проделанной работе,
  • излишняя застенчивость, запугивание.

Первопричиной большинства психологических проблем ребенка дошкольника являются необдуманные действия родителей. Начиная со старшего дошкольного возраста большое значение имеет утверждение среди сверстников. Каждый пытается в чем-то преобладать, показать свое «Я».

Значит, преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многочисленности его факторов, влияющих на психологическое состояние ребенка перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку не только взрослого, но и дошкольника.

 

Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Хочу предложить вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно, что-то подойдет и вам.

Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям.

Существует мнение, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.

Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить».

Ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».

Необходимо хорошо знать материал, с которым предстоит выступать.

Чтобы дошкольник с желанием разучивал, отрабатывал вокальный или инструментальный номер, его нужно заинтересовать, т.е. замотивировать.

Есть дети, которые, получив от музыкального руководителя предложение готовить номер к выступлению, тщательно подходят к репетиции, но выйдя на выступление перед публикой, тут же все забывают.

Для пополнения опыта ребенка-дошкольника используются разнообразные ролевые игры ( «Экскурсовод», «Учитель» и др.), различные упражнения, направленные на развитие у детей психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), на обучение элементам саморасслабления и умения выражать эмоциональные состояния (упражнения психогимнастики, разработанные М.И. Чистяковой).

Очень эффективны в работе для преодоления сценического волнения театральные постановки, театральные этюды.

Например:

Этюды на выражение страха Лисенок боится (3-4 года)

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения:

поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз.

Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Упражнение выполняется под музыку горной реки.

Гроза (4-5 лет) За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската

грома ему становится страшно. Звучит музыка М.Раухвергера «Гром».

Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

Страх (5-6 дет) Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? Во время этюда звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная». Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

Ночные звуки (6-7 лет) Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в

лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья

8ромко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку показалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались

филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался

утонок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться. В

зале притемняется свет. Все дети, кроме ребенка-утенка. Изображают

деревья, коряги и пеньки. Из стульев можно сделать бурелом. Пока звучит

музыка Ф.Бургмюллера «Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают

угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п.

утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек

и дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен. Все дети

подходят к ребенку-утенку, и по очереди слушают, как сильно и гулко бьется

у него сердце

Продумайте внешний вид. Одежда должна быть удобной и

привлекательной.

Успех выступления во многом зависит от того, как выйти. Хорошо

известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд.

Изменить его позже – намного сложнее, чем сразу произвести благоприятное

впечатление.

Нужно научить ребенка правильно выбрать позу для выступления. Ноги на

ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее

ширины плеч ( «ножки вместе»), вы почувствуете некоторую неустойчивость

- площадь опоры слишком мала. Если более ширины плеч, возникнет

ощущение развязности. Плечи и грудь расправьте. Подбородок чуть выше

линии горизонта. Глаза устремлены на публику.

4

Очень помогает практика выступления в семейном кругу. Это могут быть

воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый

готовит свое «выступление» перед зрителями: песенку, танец, спектакль

кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Это

не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться

с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом.

Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка

во всем.

И самое главное:

После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все,

где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда,

обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать,

чтобы вот тут, это звучало еще лучше?», «Я могла бы тебе как-то помочь,

чтобы здесь ты был еще более уверенным?».

Таким образом, сценическое волнение – естественная реакция на сам факт

выступления дошкольников перед зрителями. Нужно учитывать, что

сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях, как негативные,

так и позитивные моменты, проявляться в различных формах и видах.

Наилучший случай, когда волнение вызывает в дошкольниках празднично -

приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Также важную роль играет

предрасположенность дошкольников к публичной деятельности, наличие у

него артистизма, или напротив, отсутствие соответствующих качеств и

свойств.

Музыкальный руководитель:

Н.Б. Авдеева

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год