Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Захарова Валентина Валерьевна | |||
04.03.2020 00:18 | |||
Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка. Учить детей рассказывать- это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Приемы составления коллективного описательного рассказа по серии картинок:
Рассказы ребенок могут быть разнообразным по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношения их с другими, о природе и т.д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда речь становиться более связной и свободной. В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов.
Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. Они называются фактическими, относятся рассказы по восприятию, а так же по памяти (на темы из личного опыта). Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения. По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам. Чаще всего рассказы –описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т. д. При составлении сюжетных рассказов у детей формируются умения передать те или иные события, пришествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построения рассказа в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от поставки простых заданиях к более сложным. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их. Задача воспитателя научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинениями и подчинением. Составление рассказа по картине: Приемы:
Характерные особенности занятий:
Несколько подходов к мотивации детей.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, мотивация для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребенок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. Воспитатель должен сопоставлять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.
|