Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Спиридонова Анна Вячеславовна | |||
10.01.2020 20:49 | |||
Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ. Спиридонова Анна Вячеславовна Воспитатель МКДОУ «Большемуртинский детский сад № 1» п.г. т. Большая Мурта, Красноярский край В современной науке словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка детьми. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Словарная работа в детском саду — это закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Особенность словарной работы в ДОУ заключается в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе на занятиях. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, а систематично, чтобы педагог управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для детей, обеспечивая правильность и полноту усвоения слов. Одно из направлений развития речи — обогащение словаря детей. Это усвоение тех новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов.
Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности. В младшем возрасте дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда. Доступность знаний о труде определяется близостью и доступностью данного вида труда наблюдению детей, яркой выраженностью операций и результатов труда, доходчивой для понимания ребенка направленностью. В связи с этим уже на втором году жизни происходит наблюдение за трудом няни и освоение названий некоторых ее трудовых действий (подметает, моет, поливает) и т. п. На третьем году набор профессий, с которыми знакомят детей, расширяется, и в словарь вводятся соответствующие слова: повар, няня, доктор, парикмахер, шофер. Углубляется содержание знаний о труде, в соответствии с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед; парикмахер стрижет, причесывает) и названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т. п.). В среднем возрасте значительно расширяется и углубляется содержание ознакомления детей с трудом няни, повара, дворника, шофера. Впервые вводится ознакомление с трудом прачки, продавца. Во время НОД формируются знания и представления о трудовых действиях и трудовых процессах, орудиях труда, машинах, облегчающих и ускоряющих труд человека, материалах, результатах, значимости труда. На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им; музыкальный работник играет на рояле, учит петь, танцевать и т. п.). Углубление знаний о труде предполагает ознакомление с отношениями людей в труде и к труду и сопровождается введением слов, обозначающих качества трудовых действий и отношений (быстро работает, осторожно ведет машину шофер, аккуратно протирает цветы няня и т.п.). В словарь детей пятого года жизни вводится более широкий круг названий профессий. Сюда включаются профессии людей, работающих на транспорте (машинист, летчик, капитан, матрос, водитель, кондуктор), профессии родителей (учитель, почтальон, портной и т. п.). Помимо названий трудовых действий и их качеств, отношений людей в труде, в словарь детей вводятся названия трудового оборудования (у повара — кастрюли, весы, ножи, сковородки и т. д., у дворника — скребок, шланг, лопата и др.). Ознакомление детей с трудом людей названных профессий дает возможность показать главное в содержании труда, учить понимать содержание некоторых его компонентов (например, что такое трудовые действия, какие трудовые действия составляют труд повара, и др.). Усвоив все компоненты трудового процесса к старшему дошкольному возрасту, дети легче будут усваивать знания о других профессиях. На шестом году жизни словарь пополняется названиями более широкого круга профессий работающих на строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик), в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер), в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т. д. Здесь же в словарь широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос, полотер, стиральная машина, экскаватор, подъемный кран, трактор, бульдозер, снегоочиститель и т. п.). Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т. п. В словарь детей седьмого года жизни включаются названия широкого круга профессий, распространенных в данной местности: профессии в сельском хозяйстве (доярка, тракторист, комбайнер и др.), на транспорте (машинист, диспетчер и др.), на стройке (каменщик, монтажник, крановщик, маляр и др.), на заводе, шахтах, воинские профессии, профессии, связанные с обслуживанием населения, и другие. Знания дошкольников о труде обобщаются: их знакомят с общественной направленностью всех видов труда, отношением к людям труда. На этой основе формируются обобщенные представления о труде в нашем обществе, и вводится соответствующий словарь: труд — почетное, нужное дело; трудятся на пользу всех. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной. Для своих детей среднего дошкольного возраста я разработала систему дидактических игр, чтобы обогатить словарь детей лексикой, связанной с трудом взрослых. В эту систему вошли такие игры, как: «Назови профессию» (цель: закрепить названия профессий), «Профессии» (цель: соотносить существительные с глаголами), «Назови предметы-помощники» (цель: познакомиться с орудиями труда и закрепить названия орудий труда), «Что кому нужно?» (задача: учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх), «Оденем куклу на работу» (цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии), «От слова к слову» (цель: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии), «Чудесный сундучок» (цель: запомнить, какими инструментами пользуются люди разных профессий), «Едем на работу» (цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зри-тельными ориентирами — картинками с изображением профессиональных символов), «Подбери слово» (цель: закрепить названия профессиональных качеств), «Кто чем занимается» (цель: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий), «Кто больше знает профессий» (цель: учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.), «Профессии» (цель: закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими), «Путешествие по городу» (задача: закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен), «Мастерская удивительных профессий» (цель: игра предоставляет ребёнку возможность пофантазировать, обратиться к помощи взрослых, познавательной книге или телепередаче. Решение может быть не только найдено, но и придумано, а значит, раздвигаются границы представлений о профессиях. Дети учатся нестандартно мыслить, развивается воображение, речь, коммуникативные умения, логическое и образное мышление, активизируются внимание и память). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате использования разработанной системы дидактических игр словарь детей среднего дошкольного возраста обогащается лексикой, связанной с трудом взрослых.
|