КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Стройкова Людмила Владимировна | |||
09.01.2020 11:31 | |||
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Подготовила: Стройкова Л.В., учитель-дефектолог Лексическая тема «Огород. Овощи» 1. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Инструкция к заданию: педагог произносит основную часть предложения, бросает мяч ребёнку, который заканчивает предложение названием соответствующего овоща и возвращает мяч. Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста,
Если я … капуста Из земли за чуб плутовку, Тянем сочную… морковку Хоть и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, Сладка на вкус, Узнали вы? Я… свекла Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … лук Летом в огороде- Свежие, зеленые, А зимою в бочке – Желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? огурцы 2. Дидактическая игра «Кто внимательный?» Инструкция к заданию: педагог предлагает запомнить расположение овощей, а затем найти изменения в их расположении. 5 – 6 муляжей овощей выставлены на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить их расположение, закрыть глаза. В это время педагог меняет овощи местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие овощи переставлены? Покажите, где они стояли раньше?» 3. Дидактическое упражнение «Что приготовить из овощей?» Задачи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
4. Дидактическое упражнение «Есть – нет» Задачи: отрабатывать умение образовывать форму родительного падежа существительных. Помидор... – нет помидора. Картофель … – нет картофеля. Петрушка... – нет петрушки. Луковица... – нет луковицы. Грядка... – нет грядки. Корень... – нет корня. Земля... – нет земли. Стебель... – нет стебля. Урожай... – нет урожая. Огород... – нет огорода. 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» Задачи: упражнять в составлении словосочетаний со значением противопоставления.
6. Дидактическое упражнение «Убираем урожай» Задачи: активизировать глагольный словарь.
Лексическая тема «Сад. Фрукты» 1. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Инструкция к заданию: педагог произносит основную часть предложения, бросает мяч ребёнку, который заканчивает предложение названием соответствующего фрукта и возвращает мяч. Груша, яблоко, банан, Ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты Вместе все зовутся … фрукты Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки Родом он из жарких стран, Высоко растёт … банан Фрукт похож на неваляшку, Носит жёлтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала … груша Жёлтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. А на вкус кислейший он. Как зовут его? Этот фрукт в рубашке яркой лимон Любит, чтобы было жарко. Не растёт среди осин Круглый, рыжий … апельсин 2. Дидактическая игра «Из чего компот (варенье, сок)?» Инструкция к заданию: педагог поочерёдно бросает детям мяч, называя детям слово компот (варенье, сок) и фрукт. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, обозначающее притяжательное прилагательное.
(лимон, апельсин, слива, персик и т.п.) 3. Дидактическое упражнение «Назови ласково» Инструкция к заданию: педагог предлагает детям образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. яблоко – яблочко слива – сливка банан – бананчик мандарин – мандаринчик апельсин – апельсинчик абрикос – абрикосик лимон – лимончик ананас – ананасик груша – грушка гранат – гранатик 4. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» Задачи: упражнять в составлении словосочетаний со значением противопоставления.
5. Дидактическая игра «Сосчитай до пяти» Инструкция к заданию: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «два», «три», «четыре», «пять». Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов. Одна слива, две сливы, три сливы, четыре сливы, пять слив и т. п. Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл» 1. Дидактическая игра «Назови ласково» Инструкция к заданию: игроки стоят в кругу, ведущий стоит в середине круга и бросает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя хлебобулочное изделие в уменьшительно-ласкательной форме. хлеб – … (хлебушек) пряник – … (пряничек) торт – … (тортик) пирог –… (пирожок) лепешка – … (лепешечка) калач – … (калачик) баранка – … (бараночка) блин – … (блинчик) ватрушка – … (ватрушечка) булка – … (булочка) бублик – … (бубличек) батон – … (батончик) 2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Инструкция к заданию: педагог предлагает детям выделить лишнее слово и объяснить свой выбор. Картофель, морковь, ячмень, свекла. Просо, рожь, баклажан, пшеница. Рис, кукуруза, яблоко, рожь. Гречиха, слива, виноград, персик. Ячмень, пшеница, рожь, кукуруза. 3. Дидактическая игра «Из чего сварили кашу?» Инструкция к заданию: педагог поочерёдно бросает детям мяч, предлагая назвать злак, из которого сварили кашу. пшенную — (просо) манную — (пшеница) гречневую — (гречиха) овсяную — (овес) перловую — (ячмень) кукурузную — (кукуруза) геркулесовую — (овес) 4. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?» Задачи игры: развивать умение отвечать на вопросы педагога. Где хлеб купили? —... (в магазине) А в магазин как хлеб попал? Где выпекают хлеб? —... (в хлебопекарне) Что делают в пекарне? —... (пекут хлеб) Из чего выпекают хлеб? —... (из муки) Откуда появляется мука? —... (муку получают из зерна) Из какого зерна можно получить муку? —… (из ржи, пшеницы) Откуда зерно? —... (из колоса пшеницы) Что нужно сделать с этими колосьями, чтобы получить зёрна? —… (нужно достать зёрна из колосков: обмолотить колосья) Что нужно сделать с зёрнами, чтобы получить муку? —… (нужно зёрна смолоть, измельчить, превратить в «порошок») Где выросли колосья пшеницы? —... (выросли в поле) Что нужно было сделать, чтобы эти колосья выросли? — … (нужно было посадить семена в землю) Что нужно было сделать с землёй на поле, прежде чем посадить семена? — … (землю нужно было взрыхлить) 5. Дидактическая игра «Слушай внимательно» Инструкция к заданию: «Давайте поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы слушайте внимательно. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши, если же он не из муки– дружно топайте ногами. Вы готовы? Начинаем!» В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки. Пирожки, батоны, плюшки, И плетенки и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем. Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой, И полено, и помадка… Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь! Лексическая тема «Дары осени» 1. Дидактическое упражнение «Соберём листья» Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных.
2. Массаж с дарами природы Инструкция к заданию: выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью. Вы, сосновые шишки, Дайте всем ребятишкам Силу и здоровье, Ловкость, красоту, Радость и веселье, Ум и доброту! 3. Дидактическое упражнение «Дуб и берёза» (с мячом) Задачи: упражнять в составлении словосочетаний со значением противопоставления.
4. Дидактическое упражнение «Узнай дерево по описанию» Задачи: учить отгадывать дерево по некоторым признакам.
5. Дидактическое упражнение «Чьи плоды?» Задачи: учить отгадывать дерево по некоторым признакам.
6. Дидактическая игра «1, 2, 3, 4, 5» Инструкция к заданию: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «два», «три», «четыре», «пять».
Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы» 1. Дидактическая игра «Разложи по полочкам» Задачи игры: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов. Инструкция к заданию: взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает: - Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам. Дети раскладывают картинки и объясняют:
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь. 2. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» Задачи: упражнять в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
3. Дидактическое упражнение «Что из чего?» Задачи: упражнятьв образовании относительных прилагательных.
4. Дидактическое упражнение «Назови ласково» Задачи: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик-, -ечк-, — очк-, -еньк-, -оньк-.
5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Инструкция к заданию: взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. Платье, шорты, сапоги, футболка. Кроссовки, носки, кеды, валенки. Валенки, сапоги, босоножки, ботинки. Кепка, ботинки, туфли, сандалии. Футболка, шуба, шорты, юбка. Шапка, шляпа, панама, юбка. Шапка, шарф, куртка, брюки.
|