ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ М. МОНТЕССОРИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Якунина Елена Николаевна | |||
06.01.2020 21:14 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ М. МОНТЕССОРИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Подготовила материал воспитатель Якунина Е.Н. Эпоха информатизации требует от подрастающего поколения владения широким спектром знаний, и задача педагога на современном этапе — не давать готовые знания, а научить ребенка добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Ребенком лучше запоминается и поддается пониманию то, что он пронес через чувственное обследование.
На занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Использование элементов технологи М. Монтессори является одной из форм коррекционной работы в детском саду. Так как дети, посещающие нашу группу, требуют к себе особого внимания в их развитии (дети с ТНР). Дети, посещающие занятия, отличаются самостоятельностью, умением концентрироваться на работе, добиваться цели. Познакомившись с системой работы Марии Монтессори, я открыла для себя много интересных практических находок, которые можно использовать в своей логопедической работе. Чем привлекательна методика М. Монтессори в направлении развития речи детей?
4—6 месяцев — сензитивный период для освоения звуков; 6 месяцев — 3 года — появляются слова, предложения; с 2,5 лет — сензитивный период расширения словарного запаса; 3,5—4, 5 лет — сензитивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму; 4,5—5 лет — период взрыва активности по отношению к письму; 5—6 лет — сензитивный период перехода от письма к чтению; 6,5—7 лет — сензитивный период, обнаруживающий страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи).
Дети в период от рождения и до 6 лет «недостаточно видят без своих рук», исследуя окружающую среду, — ребенок смотрит, щупает, нюхает, пробует на вкус то, что его окружает. Через манипуляцию руки ребенок развивает мозг, сознание, умственные способности и, соответственно, речь. Главная идея Марии Монтессори — интеллектуальное, речевое развитие происходит через развитие чувств. Сенсорика помогает ребенку не просто видеть лучше, а понимать то, что он видит.
Мария Монтессори считала, что самопроизвольное письмо и чтение завершают сензитивный период развития языка, а случается это от 4 до 6 лет. Уже после 7 лет обучение письму теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и часто нелюбимую ребенком работу. Благодаря практической экспериментальной методике М. Монтессори дети легко и с желанием осваивают письмо и чтение. Какой материал предлагает методика М. Монтессори для решения речевых задач? Для обогащения словаря детям предлагается «Ящик с кусочками ткани». Цели: знакомство с различными видами тканей, их названиями, способами изготовления и применением; развитие тактильных ощущений, тонкой моторики, косвенная подготовка руки к письму. Словарь: шерсть, шелк, сатин, атлас, бязь, шифон, ситец, кожа, мех, лен, трикотаж, вельвет, драп, твид. Старшая группа: шерстяной, шелковый, кожаный. Подготовительная группа: атласный, шифоновый, ситцевый, меховой, льняной, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый. Ребенок с удовольствием исследует свойства ткани, он ее мнет, гладит, рассматривает на свет, пытается покусать и определяет, что ткань может быть гладкой и шершавой, толстой и тонкой, жесткой и мягкой, грубой и нежной, рыхлой и прочной. Затем исследует, из какого материала сшита его одежда и одежда окружающих. Очень часто дети с ТНР плохо ориентируются в своем теле. Упражнение «Моя рука... Моя нога» дает возможность детям реально представить себе и ощутить физически строение человеческого тела. Для детей, которые уже умеют читать, есть возможность сопоставить зрительный образ написанного с реальной частью человеческого тела. Цели: изучить строение человеческого тела на самом ребенке, интуитивное чтение, пополнение словаря. Словарь: рука, нога, голова, шея, лицо, плечо, живот, грудь, спина, бедро, локоть, колено, ступня, ладонь. Для развития цветового зрения используются «Коробки с цветными табличками». В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с основными и смешанными цветами, с их оттенками. Он умеет сравнивать и узнавать цвета, выстраивать серию оттенков одного цвета, употребляет в речи соответствующие понятия. Словарь. Средняя группа: красный, желтый, зеленый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый. Старшая группа: голубой, розовый, фиолетовый, темно-зеленый, сиреневый. Подготовительная группа: серо-голубой, желто-зеленый, малиновый, персиковый, алый. Для различения на ощупь структуры поверхности используются «Шершавые и гладкие доски и шероховатые таблички». Словарь: шершавый, гладкий. Для развития вкуса используются «Вкусовые баночки». Словарь: сладкий, горький, кислый, соленый, сладко, кисло. Этими понятиями и качествами легко овладеть, так кик все они заложены в самом материале. Для развития фонематических процессов используют «Шумовые цилиндры». Цели: восприятие и дифференциация шумовых различий, тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Материал состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого: они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Ребенку предлагают построить ряд от громкого к тихому шуму и наоборот. Для подготовки ребенка к письму используют «Рамки и вкладыши». Цель — тренировка руки в обведении плоских фигур, штриховке, соблюдении границ и размеров при работе с карандашом, подготовка к письму. Штриховка как действие, выполняемое пишущей рукой, — лучшая тренировка для детей. Ребенок начинает чувствовать границу, работать карандашом, не отрывая его от бумаги. Упражнение «Перекладывание бус пинцетом» особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой ребенок потом будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и содержит в себе внутренний контроль. Работа требует большой точности в движениях. Цель — развитие мелкой моторики, утончение движений пальцев рук, координации, подготовка руки к письму. Очень нравится детям упражнение «Письмо на манке». Цель — развитие интереса к написанию букв и слов, тренировка движений руки при написании букв. Ребенок с удовольствием обводит пальцем шершавую букву, а затем он делает пальцами такое же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглядывает изображение буквы, а затем и слова. При обучении чтению используется «Таблица слогов». Цели: механическое слияние гласного и согласного звуков и соотнесение их с буквами, первые представления о слогах; подготовка к письму и чтению. Ребенок заполняет таблицу, для этого ему нужно объединить согласную с гласной, найти место слога в таблице и прочитать его. Упражнение «Картинка-слово». Цель — интуитивное чтение, упорядочивание слов языка, сравнение слова и изображения предмета. Ребенок выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним табличку со словами. Контрольные карты (где слово и картинка объединены) помогут самостоятельно проверить выполненную работу. Упражнение «Построй предложение». Цели: соединение отдельных слов в предложение; знакомство с понятием «предложение»; упражнение в чтении отдельных слов и их осмысление. Ребенок вынимает карточки с написанными словами и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение. Это упражнение предлагается ребенку, уже умеющему читать отдельные слова. В результате использования материалов Монтессори у детей расширяется словарный запас, развивается фонематический слух, дети с удовольствием овладевают чтением и письмом. ЛИТЕРАТУРА
|