Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Федотова Евгения Сергеевна | |||
28.11.2019 13:54 | |||
Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программное содержание: Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах и словах, согласовывать существительные с числительными, находить слова со звуком [ш]. Закреплять представления детей о речевых звуках. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь, координацию речи с движением, слуховое внимание, фонематическое восприятие. Воспитывать умение слушать других. Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры «Поймай звук», «Найди звук «Ш», «Маленькое – большое», разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
Материал: презентация «Путешествие с мышкой», карточки с заданиями, аудиозаписи: звук ветра, логопедическое упражнение «Игра на пианино». Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия. ХОД ООД: Дети стоят около стульев. C воспитателем имитируют движения. Воспитатель вместе с детьми: Утром встали малыши, (руки поднимают) В детский садик свой пришли, (шагают на месте) Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону). Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули) Воспитатель: — Поздоровайтесь, друзья! Дети: — Здравствуйте! ВОСПИТАТЕЛЬ: — К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает). Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так. Ребята, давайте, вспомним, какая песенка у шарика? ДЕТИ: Ш-Ш-Ш ВОСПИТАТЕЛЬ: — Да, мы сегодня с вами будем продолжать учиться красиво произносить звук «Ш». - Ребята, давайте вспомним: Как шипит змея? Как шумит ветерок? - Да, правильно, ребята. При произнесении звука «Ш» — язык у нас чашечкой, зубы сжаты, а губы округлены. Звук «Ш» — согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, и звук «Ш» всегда твердый. ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, вы не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы ее откроем. А в этом конверте, посмотри-ка, … какая-то картинка. Что это? (воспитатель показывает на домик) ДЕТИ: — Домик. Слайд №1 ВОСПИТАТЕЛЬ: — В этом домике живет мышонок по имени «Шалунишка». Мышонок приглашает Вас к себе в гости, но предупреждает, что приготовил для Вас разные испытания, с которыми мы должны справиться. А в конце испытаний наш ждет необычный сюрприз. Ну что примем приглашение мышонка? ДЕТИ: -Да. ВОСПИТАТЕЛЬ: — А, чтоб попасть к мышонку в гости нужно сказать волшебные слова. Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем мы считать. Мы немножко покружимся, И у мышонка очутимся. Слайд №2 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок нас приглашает на большое болото. Посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши — вот так: Ша-шу-ша Шо-ши-шо - Ребята, как шумят камыши? (Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш], сначала все вместе, потом индивидуально) - Ребята, а отгадайте загадку и узнайте кто живет в болоте. Скачет зверушка- Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. Кто это? ДЕТИ: ЛЯГУШКА. ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте? Слайд №3, 4, 5, 6,7) (по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушат, пять лягушек) Слайд №8 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спряталась она в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок? ДЕТИ: Ш-Ш-Ш ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его докончить. Каранда… Малы… Камы… Ланды… (Воспитатель показывает картинки, а дети договаривают последний звук) Слайд №9 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, Мышонок хочет Вам рассказать странные истории, послушайте их, пожалуйста, и подумайте может ли такое быть. И помогите исправить эти предложения. Мышка ловит кошку. Машина едет на дедушке. Шляпка носит Наташу. Слайд №10 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка! Много разных звуков окружают нас, Даже если тихо в комнате сейчас. Мы сейчас, ребята, дружно Будем звуки издавать. (Выполняют движения по тексту стихотворения) Будем глазками моргать: Раз, два, три, четыре, пять. Будем ножками мы топать: Раз, два, три, четыре, пять. Будем громко все считать: Раз, два, три, четыре, пять. Будем звонко, звонко хлопать: Раз, два, три, четыре, пять. А потом будем молчать. Слайд №11 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, Мышонок живет один. И ему очень сильно хочется найти себе друзей. Но, ребята, Мышонок хочет дружить с теми, у кого в названии есть звук «Ш». Давайте ему поможем. Выберем тех животных в друзья мышонку, в названии которых есть звук [Ш]. Кто же хочет подружиться с Мышонком? (всех перечисляют по очереди: кошка, бабочка, лягушка, мишка, собака) (Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш]: кошка, мишка, лягушка) Слайд №12 ВОСПИТАТЕЛЬ: — А, теперь Мышонок приготовил для Вас загадки. (Дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук [Ш]) 1. Носит яркий гребешок Наш веселый … ДЕТИ: Петушок. 2. Рисует дружно малыши, У них в руках … ДЕТИ: Уши. 3. Вот бежит малышка Серенькая … ДЕТИ: Мышка. 4. Зашуршали тихо шины – Это едет к нам … ДЕТИ: Машина Слайд №13 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок хочет с вами поиграть. Игра называется «Поймай звук». Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш]. с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш Слайд №14 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с мышкой. ШИ-ШИ-ШИ-ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ ШО-ШО-ШО-ШО МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО ШУ-ШУ-ШУ-ШУ Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ ША-ША-ША-ША БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША (Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки, ударяя пальчиком в воздухе под звуковую композицию) Слайд №15 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, зима. И следующее задание от Мышонка – сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно полки в магазине, и назовите, что нужно купить Мышонку? (перечисляют что видят: шорты, купальник, платье, шуба, шарф, шапка) ДЕТИ: ШУБА, ШАРФ, ШАПКА. Слайд №16 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, ой, а в гости к Мышонку ветерочек залетел. Слышите? (шум ветра) Подумайте, если бы вы превратились в ветерочек, куда бы Вы полетели? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: … ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, а наш волшебный ветерок «полетает», а мы последим за ним глазками. Покажите Мышке, как мы тренируем глазки. Полетел вверх ветерочек – Ш-Ш-Ш Покружился, покружился, И на землю опустился – Ш-Ш-Ш Полетел он вправо – Ш-Ш-Ш Полетел он влево – Ш-Ш-Ш На окошко полетел – Ш-Ш-Ш Далеко он улетел – Ш-Ш-Ш (всматриваются вдаль) Ему ресничками помаши – Ш-Ш-Ш И в дорогу проводи – Ш-Ш-Ш Слайд №17 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, Мышонок любит всё большое и все предметы у неё большие. У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая. У Мышонка не маленькое платье, а … большое. У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие. У Мышонка не маленький шар, а … большой. Слайд №18 ВОСПИТАТЕЛЬ: — Вот и закончились задания Мышонка. А за то, что мы справились со всеми заданиями Мышонка, он приготовил вам сюрприз — шарики. (вручение подарков детям) ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, наше путешествие подошло к концу. Чтоб обратно возвратиться, нам нужно опять произнести волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем мы считать. Нам пора уж в детский сад, Там игрушки ждут ребят. Мы немножко покружимся, И домой мы возвратимся. - Вот мы и в садике. Ребята, где мы были? Какой звук мы учили правильно и красиво произносить?
|