Конспект занятия по речевому развитию с применением приема мнемотехники «Волшебные колечки». Тема: «Как скворец дом искал». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кузьмина Наталья Васильевна | |||
28.11.2019 07:54 | |||
Конспект занятия по речевому развитию с применением приема мнемотехники «Волшебные колечки». Тема: «Как скворец дом искал». Цель Обучение детей навыкам пересказа при помощи приема мнемотехники «Волшебные колечки» Задачи Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Вид деятельности: речевая, игровая, коммуникативная Форма организации: работа с подгруппой детей, фронтальная Методы: игровой, наглядный, словесный, практический, мнемотехника, биоэнергопластика, аквагимнастика Словарная работа: скворец, скворечник. Материалы и оборудование:
Предварительная работа: чтение рассказов, разгадывание загадок о природе, знакомство детей с содержанием экологической сказки Ход занятия I. Вводная часть Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона. Метод: стихотворное приветствие Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Васильевна. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Дети: Весна. Воспитатель: Правильно весна. Я сегодня тоже решила одеть костюм весны для нашего занятия. Пришла я не одна, а с солнышком. Оно будет светить все занятие, а в конце подарит вам сюрприз. Давайте поздороваемся. Доброе утро, солнышко ясное, Доброе утро, дети прекрасные! Вам посылаю улыбкой привет - Будьте добры, улыбнитесь в ответ! Гости с улыбкой смотрят на нас – Им улыбнемся мы тоже сейчас. II. Основная часть 1. Актуализация знаний о весне путем отгадывания загадок Метод: игра «Подскажи словечко» Воспитатель: Ребята я вас приглашаю на весеннюю лужайку. Давайте на ней немножко посидим о весне поговорим. Воспитатель приглашает детей на лужайку (Красивый платок воспитателя превращается в весеннюю лужайку). Воспитатель: Что вы знаете о весне? (несколько детей отвечают) Молодцы! А вы любите загадки? Солнышко тоже для вас подготовило интересные загадки о весне. Давайте их разгадаем. Дети: ДА. Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач) Он промочит всех до нитки, Но беды не принесет, Рады травка и улитка, Всех от засухи спасет. Миллионов капель вождь, Мишка вылез из берлоги, Падает на землю… (Дождь) Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришёл... (апрель) 2. Игра «Дождь» Метод: использование элементов аквагимнастики. Музыкальное сопровождение: музыка дождя. Воспитатель. Весной, очень часто идут теплые дожди. Ребята, а вы любите весенний дождь? Хотите поиграть с ним? Подходите к столам. В этих красивых мисочках вода, да не простая, а дождевая. Дети подходят к столам с мисками. Воспитатель. Ребята, смотрите внимательно за тем, что я буду делать, своими руками и повторяйте мои движения. Дождик скачет по дорожке, Как мальчишка озорной (выполняют легкое постукивание пальцами по поверхности воды пальцами, согнутыми и раздвинутыми в стороны). Громко хлопает в ладошки. И от счастья сам не свой (хлопки в воде) Дождь полил, как из ведра, Будет лить он до утра (набирают воду в ладони и выливают снова). Если с вами мы притихнем, Музыку дождя услышим. Если дождь стучит по крыше, Этот грохот сразу слышен (кулачки стучат). Если шлепает по лужам, Это слышно чуть похуже (ладошки стучат), А попавши в камыши, Он тихонечко шуршит (пальчики бегают) 3. Сюрпризный момент Воспитатель: Ребята предлагаю вам присесть на стульчики. Посмотрите, на столе нас ожидает сюрприз. Воспитатель: Ребята в корзине лежит письмо, давайте его прочитаем. (В письме загадка про скворца) Смастерили домик птицам, Не воронам, не синицам. Поселился там певец, И зовут его… (скворец) (Воспитатель достает из корзины скворца) Воспитатель: Ребята. А кто эту птицу видел в природе? Что вы о ней знаете? А вы слышали, как поет скворец? (Звучит аудиозапись его пения). Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется домик нашего гостя? Правильно, скворечник. (Воспитатель, достает его и рассматривает: скворечник сделан из дерева, у него есть окошечко через которое скворец попадает в свой домик и еще у скворечника есть жердочка на которой скворец сидит и распевает свои песенки). Воспитатель: Ребята, а в скворечнике, что-то лежит, давайте посмотрим, (Воспитатель высыпает на красивый поднос колечки с картинками) Это колечки с картинками, давайте рассмотрим, что на них изображено? (рассматривает с детьми изображения, они называют предметы). 4. Рассказывание сказки воспитателем Методы: прием мнемотехники «Волшебные колечки», беседа Воспитатель. Ребята, мне кажется, что в этих картинках заключена история нашего скворца. Я сейчас вам попробую ее рассказать. Воспитатель рассказывает сказку, надевая на свои пальцы и специальное приспособление «колечки» в нужном порядке. Воспитатель: Нашего скворца зовут Сёма. Когда он был маленьким и учился летать, кот повредил ему крылышко. Мальчик Сережа взял его домой и выхаживал, пока крыло не зажило. К этому времени птенец подрос, и тогда мальчик выпустил его на волю. Скворец полетел в лес и стал искать себе подходящий домик. В лесу скворец заметил двух весёлых синиц, которые вили себе гнездо. — Уважаемые синицы! – обратился он к птицам. – Помогите мне найти жильё! — Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, — любезно ответили птички. Сема поблагодарил синиц и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным для него. — Нет! Ваш домик мне не подходит! – сказал СЁма, попрощался с синицами и полетел дальше. В сосняке он увидел нарядного дятла, который долбил дупло. – Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Сёма. –Помоги мне, пожалуйста, найти домик. – Вон на той сосне осталось моё старое дупло. Можешь в нём поселиться, — ответил дятел. Заглянув в дупло, Сёма увидел, что оно занято совой. И скворушка полетел дальше. Возле реки увидел серую уточку, попросился к ней в домик. Но и он не подошел скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле. И тогда Сёма вернулся к дому, где жил Сережа. Мальчик обрадовался возвращению птенца. Они с папой смастерили для него красивый теремок с круглым окошком. Так у Семы появился свой дом. Воспитатель: Ребята, кто же мне помог рассказать вам историю Семы? (Дети: колечки). Да. Без них бы я не справилась. Наверное, это колечки не простые, а волшебные. Они помогли мне разгадать историю Семы. Понравилась вам эта история? Чем? Что нового узнали о птицах? Воспитатель: Ребята, солнышко вместе с нами тоже с удовольствием слушало сказку, а теперь предлагает немного отдохнуть, давайте с вами превратимся в птичек. Исходное положение. Руки расположены перед собой (ладонями к себе), большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы — крылья. 5. Физкульминутка на тему «ПТИЦЫ» Прием биоэнергопластики Птички летели, летели, летели (машут «крыльями», бегают) Сели, посидели, (садятся на корточки, прижимают ладони к груди) Наклонились, захватили, (пальцы сложить «щепотью» (это «клюв»), наклонились) Поднялись и проглотили (выпрямились, имитировать движения птицы). Снова посидели (прижать ладони к груди) И дальше полетели (машут «крыльями, бегают») 6. Коллективный пересказ сказки детьми Воспитатель: Ребята, а вы хотите эту сказку запомнить и рассказать родным дома и друзьям на улице? Вам в этом тоже помогут «волшебные колечки», которые я надену на ваши пальчики. Встаньте около меня полукругом и приготовьте свои пальчики. (Воспитатель надевает всем детям колечки в нужном порядке). Ребята, посмотрите на свои пальчики. Эти картинки вам помогут вспомнить сказку и подскажут, о чем каждый должен говорить. Вы стоите по порядку и будете говорить друг за другом. Я вам помогу. Дети, глядя на свои «волшебные колечки», с помощью воспитателя пересказывают сказку. 7. Заключительная часть. Рефлексия Метод наглядный, словесный. Воспитатель: Ребята, все занятие с нами было солнышко. Оно радовалось вашей дружной работе, а нас радовало весенним теплом. На память солнышко вам оставляет своих деток – маленькие солнышки. Присмотритесь внимательней, они разные: веселые, задумчивые, озорные, серьезные. Выберите каждый для себя то, которое вам по душе, подходит по настроению. А я подарю «волшебные колечки», которые помогут вам рассказывать сказки. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Вы молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено, всем большое спасибо.
|