Конспект занятия по развитию речи В подготовительной логопедической группе «Животные жарких стран» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Настоящая Татьяна Анатольевна | |||
24.11.2019 08:14 | |||
Конспект занятия по развитию речи В подготовительной логопедической группе «Животные жарких стран» Выполнила: Воспитатель подготовительной группы № 14 «Бельчата» Настоящая Татьяна Анатольевна Шлиссельбург – 2019г. Ход занятия «Животные жарких стран» Для детей подготовительной к школе группе Цель: Систематизировать и обогатить представления детей о животных жарких стран. Задачи:
Предварительная работа: Просмотр видеодиска: «Ребятам о зверятах»
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением животных жарких стран; раздаточный материал — картинки с изображением какой-либо части тела животного. Ход занятия 1. Организационный момент В джунглях звон везде летит, У зебры грива лошадиная, От солнца все в глазах искрится. 2. Беседа о животных жарких стран Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных.) А как вы думаете, где они живут? (В Африке.) Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг — то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные. Существует два вида слонов: африканские — самые крупные животные. Индийские — меньше. Слон — громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон — очень умное животное. Логопед загадывает загадку: Кто имеет один рог? Отгадайте... (Носорог.) (Выставляется картинка.) Почему он так называется? А это кто? (Бегемот.) Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота — нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.) Выставляется картинка «Кенгуру». Дети рассказывают об этом животном и логопед обобщает: — Кенгуру — животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру — сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру — это травоядное животное. Педагог загадывает загадки: Это зверь какой-то странный, Полосатые лошадки, Разлинованы лошадки, Дети сравнивают двух животных. Выставляется картинка «Верблюд». — Верблюды бывают двух видов: одногорбые и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья — жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений. Каких еще животных жарких стран вы знаете? Что можете о них рассказать? 3. Дидактическая игра «Кто у кого?» У львицы — львенок, львята. У верблюдицы — верблюжонок, верблюжата. 4. Физкультминутка «Чудесное превращение» Дилы-дилы-дилы — появились крокодилы, Дети изображают дремлющего крокодила. Моты-моты-моты — появились бегемоты. Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты. Афы-афы-афы — жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов. Ны-ны-ны — водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают. Яны-яны-яны — по веткам скачут обезьяны. Дети изображают скачущих обезьян. 5. Дидактическая игра «Добавь словечко» В Африке живут ловкие, хвостатые... (Обезьяны.) В Африке живут большие, толстокожие... (Бегемоты.) В Африке живут сильные, гривастые... (Львы.) В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые... (Зебры.) В Африке живут пятнистые, длинношеие... (Жирафы.) А также выносливые, двугорбые... (Верблюды.) И еще огромные, сильные... (Слоны.) 6. Дидактическая игра «Чье это?» У детей на столах лежат картинки с изображением какой-либо части тела животного. Грива чья? — львиная. Шея чья? — жирафья. Хвост чей? — обезьяний. Хобот чей? — слоновый. Горб чей? — верблюжий. 7. Дидактическая игра «Составь слово» Образование сложных слов. У жирафа длинная шея — жираф какой? У верблюда два горба —.... Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит. «Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.) «Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.) «Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.) «Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.) «Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.) «Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.) «Волчий аппетит». (Очень голодный человек.) 8. Итог занятия Материал для закрепления I. Знать названия животных жарких стран, их строение, внешние признаки, чем питаются, характерные повадки. Уточнить, почему животные называются «домашние» и «дикие». Подобрать эпитеты к каждому животному. Уметь называть семью животных. Например: тигр — тигрица — тигренок — тигрята. Составить рассказ о животном. И. Грамматический строй речи и словообразование. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Образование сложных прилагательных. Например: У жирафа длинная шея — длинношеий жираф. Образование притяжательных прилагательных. Например: Шерсть верблюда — верблюжья шерсть. Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: У жирафа нос — а у слона носище. 5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например: жираф — жирафик. 6. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». Например: один кенгуренок, два —..., три —..., четыре —..., пять кенгурят.
|