Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
Развитие речи у детей
Автор: Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна   
25.11.2019 09:13

Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»

  • Плясунова Наталья Валентиновна Воспитатель
  • Соколова Елена Павловна учитель-логопед

МБДОУ детский сад №13 г. Лысково Нижегородская область

Если говорить о роли детских сказок в развитии детей, то она многогранна: от развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле.

Дети легче понимают и запоминают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства — сказку.

 

Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка.

Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а также его творческий потенциал.

Но для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, есть время обсудить сказку. Читать ребенку нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций.

Сказки расширяют познание детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующей личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Также в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделять конструированию слов, предложений, словосочетаний.

Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка способствует общению.

Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребёнка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Необходимо разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.

В сказках всегда побеждает добро — это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой мир, сказочный мир, то и расскажите её интересней.

Сказки очень важны для развития ребенка, но важно уметь подбирать произведения по уровню развития ребенка. Не правильно читать, скажем, 3-4-х летнему малышу сказки Пушкина «о рыбаке и рыбке». Боле времени займут объяснения, кто такая «столбовая дворянка», или что такое невод. И к концу первой страницы этого бессмертного произведения ребенок потеряет к сказке весь интерес, и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его.

Не торопитесь! Отложите сказки Пушкина в сторону и возьмите в руки книжку более подходящую трехлетке, а до Пушкина малыш дорастет попозже.

Сказки детям от года до трех лет

Итак, как же подобрать такие произведения, которые были бы интересны малышу в возрасте до трех лет? В этот период идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. В ходе чтения вы можете подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы – ребенку это понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Например, отлично подойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» … А через какое – то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко. Йоко бах! Аааа!» и гладить деда с бабой на картинке.

Сказки для детей от трех до шести лет

В дошкольном возрасте дети уже все хорошо понимают, но у них еще сохраняется конкретность мышления. Поэтому сказки лучше подбирать с конкретным смыслом и с понятным, «не замудреным» сюжетом. Главными героями по-прежнему еще остаются люди и животные. В этом возрасте ребенку будут интересны многие русские народные сказки, сказки народов мира, а также многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и других авторов.

Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки.

Взять, например, ту же сказку про репку, которая, между прочим, «живет» в двух вариантах, и каждый вариант сказки по-своему интересен. В старинных фольклорных сборниках в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…» Дальше – тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка – Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!» Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант – это была история о взаимопомощи, а древний – о том, что всякое дело надо доводить до конца.

Можно прочитать ребенку сказку в обеих вариантах и после поговорить о том, что он извлек из них, как понял. Самое главное – это приучать малыша с самого детства обдумывать ту информацию, которую он получает.

Анализировать героев сказок, их поступки и последствия – важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должен понять из сказки ваш ребенок.

Книжки с картинками мешают слушать сказки, ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, четко проговаривая все звуки, вы обойдетесь без визитов к логопеду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год