ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна | |||
04.11.2019 12:02 | |||
ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Овладение родным языком – одно из основных приобретений ребенка в дошколь-ном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как основа воспитания и обучения детей. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические осо-бенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию таких качеств характе-ра, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценно-сти. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто испытывают затруднения в форми-ровании связной речи, у них снижена речевая активность. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка методов коррекционной работы, которые направлены на преодоление речевого недоразвития у детей, имеет большое значение и является сложной логопедической проблемой.
В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педа-гогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Од-нако все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для логопедов и работников ДОУ. Поэтому нами, педагогами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР дошкольного отделения № 2 МАОУ «СОШ № 59 г. Челябинска» совместно с родителями воспитанников, был разработан проект «В мире сказок». Нами было разработано содержание коррекционно-образовательного процесса по формированию монологической речи на основе использования русских народных сказок с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР; создана единая система работы детского сада и родителей по речевому развитию детей. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что, используя раз-работанные занятия на основе сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи, можно по-новому «подавать» давно знакомые игры и упражнения, что обеспечивает зна-чительные сдвиги в развитии связной монологической речи детей в позитивную сторону. Работа со сказкой включает речевое, эмоционально-волевое развитие, приучает к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывает инте-рес к нему. Такие черты русской сказки, как образность, эмоциональность, поучитель-ность, близки психологическим особенностям детей, соответствуют образной структуре их сознания, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир. Сказка помогает формировать коммуникативную культуру, раскрывать духовный мир и творче-ский потенциал ребенка. Сюжетно-тематическая организация занятия способствует развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь. Тексты сказок активизируют не только словарный запас, но и помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. На логопедических занятиях по развитию речи сказки помогают составлять доста-точно длинные распространенные предложения. Игры и упражнения «сказочных заня-тий», которые направлены на чередование состояний активности и пассивности, высокую двигательную активность, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. В каждой сказке, которую используют учитель – логопед и воспитатель, в основ-ном присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение раз-личным эмоциям, чувствам, состояниям, «проживая» сказку. Используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций позволяют детям активизировать вырази тельные средства общения: мимику, речь, пластику. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Используя в работе с детьми такую форму работы со сказкой, как драматизация, инсценирование, педагоги способствуют развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности, также позволяет дошкольникам овладеть навыками использования разнообразных выразительных средств (речь, мимика, пантомима, движения). Таким образом, использование сказок в коррекционной работе позволяет обогатить и активизировать словарный запас детей, развить навыки связного оформления собствен-ного высказывания, является одной из эффективных форм воздействия на эмоциональную
|