РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Бояринцева А. В. | |||
20.10.2019 09:14 | |||
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ Бояринцева А. В. Учитель-дефектолог МКДОУ д / с " Теремок» ЗАТО Первомайский, Кировская область Общее недоразвитие речи- (ОНР) — системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом. У детей этой группы в большей или меньшей степени нарушается произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, не развивается связная речь. Выделяют четыре уровня речевого развития детей в зависимости от степени нарушения речевого развития. Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно становиться на онтогенетический путь речевого развития, характерный для нормальных детей. Коррекция речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности, значительнее и полноценнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В нашем МКДОУ д/с Теремок мы активно используем сказкотерапию. Сказка — один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое произведение искусства магического, авантюрного или бытового характера с установкой на художественную литературу. Сказкотерапия-это метод, который использует сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия через речь с окружающим миром. "Сказка — это первые и блестящие попытки русской народной педагогики" (К. Д. Ушинский).
Главным принципом сказкотерапии является целостное развитие личности ребенка. Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим инструментом в работе с детьми со сложными нарушениями речи. Ведь у таких детей повышенная двигательная активность, рассеянность, неустойчивость внимания, агрессия, неуверенность в себе. Такие дети не умеют играть по правилам и держать взятую на себя роль, не умеют четко выражать свои мысли и пересказывать. Повседневная лексика преобладает между родителями и детьми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в невыразительную, скучную. Без яркости и цвета речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям? Сказка дает прекрасные примеры речи, подражание которой позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с нарушениями речи. Мы можем взять сказку, чтобы помочь детям овладеть лексикой и грамматикой, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научить ребенка соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют либо специальные упражнения для тренировки дыхания, либо упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Путешествия по сказкам пробуждают воображение и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор для творчества. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная реальность, отличная от реальной. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Сказка-терапевтической работы с ребенком может быть проведена различными способами:
Говоря о сказкотерапии или использовании сказок в развитии ребенка, необходимо учитывать, как педагогическую, так и психологическую составляющую. Дело в том, что:
В нашей работе мы решили совместить оба компонента, поскольку в ходе диагностики выявляются различные виды и разной степени выраженности проблемы самооценки детей. Решая задачи развития речи, мы действуем по этому алгоритму:
Обсуждая сказку, мы побуждали детей говорить-обсуждать. Таким образом активизируется речь, возникает диалог-беседа между учителем и детьми. Учитель помогает и при необходимости корректирует речь детей в рассказе.
Учитель предлагает детям вспомнить подобные ситуации из своего опыта. 4. Проводится игра-инсценировка. Детей просят выбрать роли, педагог помогает детям с распределением ролей, учитывая их личностные особенности. 5. Заключительное обсуждение сказки. Это, пожалуй, самый любимый момент работы. Во второй половине дня мы создаем особую атмосферу (приглушенный свет, сидя на ковре и т. д.) и мы ведем задушевные беседы. Мы анализируем нравственные аспекты сказочной ситуации, не прибегая, однако, к морализаторству. Дети говорят живо, многие используют в речи развернутые синтаксические конструкции. Конечно, у них есть ошибки в произношении и грамматике, но для нас важно, чтобы дети выражали себя во фразах, активно использовали словарный запас. Подводя итоги работы, можно сказать, что использование сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует решению не только вопросов самооценки и регуляции поведения, но и активизации речевого общения, развития речи.
|