Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Лучина Зинаида Дмитриевна | |||
16.08.2019 06:06 | |||
Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка. Задачи:
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, новинки методической, детской литературы, по теме практикума, буклеты. (слайд 1) Ход собрания Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. (слайд 2)
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них: -Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. - Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений. Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. (слайд 3) Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей). Если «нет», не задумываемся: (очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?) Я предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы с Вами должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).
Особенности речи детей 4-5 лет представлены в буклете. Вы прочитали требования к речи ребенка среднего дошкольного возраста. В идеале речь должна быть грамотная, внятная, выразительная, осмысленная и т.д. А что же получается на самом деле? Речь наших детей односложная, состоящая из одних простых предложений, недостаточный словарный запас, присутствуют слова-паразиты, многие дети не могут построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст, при чтении стихотворений, не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, не выговаривают отдельные звуки, что потом скажется на письме. (слайд 6) Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?) А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.) (слайд 7)
А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития? Занятия рисованием и лепкой, особенно с использованием нетрадиционных техник, способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом. Я предлагаю вам выставки работ детей, которые они сделали своими руками. (слайд 8) Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. (слайд 9) А сейчас предлагаю перейти к практической части нашего игрового практикума. (слайд 10) Вашему вниманию на слайде представлены игры, в которые мы играем с детьми в детском саду — «Назови слово со звуком «М"», "Определи наличие звука [д] в слове", “Четвертый лишний”, «Наоборот». (слайд 11) "Если вдруг. " Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например: Если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить? Родителям предлагаются другие ситуации, например, если бы у вас была: живая вода цветик-семецветик сапоги-скороходы Ковер-самолет и т. д. "Играем с пальчиками" 5 раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения, загибая пальцы на руке. За домом росли (что) --- Мама купила в магазине (что) --- Петя нёс в портфеле (что) --- Катя нашла в лесу (кого? Что) --- Около дороги стоял (кто? что) --- Собака залаяла на (кого? что) --- Петя увидел в комнате (кого? что) — Катя взяла со стола (что) --- Мама разогревала на столе (что) --- Миша поднял голову и увидел (кого? что) --- «Сосчитай от 1 до 5» В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» и др. Один дом –пять домов Один стол- пять столов Один шкаф-пять шкафов Один жук – пять жуков Один заяц –пять зайцев Один палец – пять пальцев Одно платье –пять платьев Один гусь-пять гусей Один плащ – пять плащей Одна мышь – пять мышей Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент. Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим. (слайд 12)
|