Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Хохлова Елена Юрьевна | |||
11.08.2019 10:39 | |||
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие» Пояснительная записка к занятию Пробудить познавательный интерес к миру живой природы, обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях вообще и об осени – в частности, совершить с детьми занимательное и, главное, познавательное «путешествия в осень», раскрывая перед ними это замечательное время года во всей его красе, этому способствовало занятие «Осень – золотая пора. Это занятие, на котором дети повторяют, закрепляют и получают новые знания, активизируют словарь по теме. Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических бесед, занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использованием схем, чтения художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихотворений, разучивание пальчиковой гимнастики.
В процессе занятия осуществлялась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности…), «Познавательное развитие» (обобщение и уточнение представлений детей о времени года – Осень, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Художественно-эстетическое развитие» (развитие художественного восприятия детей, отзывчивости на музыку, произведения искусства, художественное слово.), «Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей, формирование потребности в двигательной активности). И основным, конечно же, являлось «Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса). Дети рассказывали небольшие стихотворения и составляли рассказы об осени с использованием схем –описания, что способствовало развитию связной речи. На занятии отрабатывались коррекционно-образовательные, коррекционно -развивающие и коррекционно -воспитательные цели. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами программы коррекционного развития, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы. В процессе занятия были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности (картинный, дидактический материал схемы -мнемотаблицы…) Дидактический материал был подобран с учетом возраста и возможностей детей, имеющих речевые нарушения. Вся словарная работа проводилась с опорой на наглядный материал, учитывался принцип доступности и последовательности предлагаемых сведений. Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие детей, способствовала раскрепощению детей в процессе релаксационной паузы. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Приемы, носили игровой и обучающий характер (задания, загадки детям предлагались на листьях от сказочного персонажа -Кот –Наоборот). Сюрпризный момент способствовал заинтересованности детей, побуждая детей к применению накопленного опыта. В процессе занятия использовались разные формы организации детей, способствующие снятию утомляемости: беседа и игры, стоя и сидя на ковре, в кругу, выполнение заданий за столами, двигательные упражнения (имитация полёта листьев). Обязательно в занятие включила психогимнастику, игры на развитие мелкой моторики. В соответствии с содержанием, старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы. Цели: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно — развивающие:
Коррекционно — воспитательные
Оборудование: картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; схемы- описание овощей, мнемотаблицы для составления стихов, схема для составления рассказа об осени, круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); муляжи овощей и фруктов, корзинка, коробка, цифры от 1-5, картинка мудрый Ворон, мягкая игрушка кот, чудесный мешочек, шнурочки, мяч. Ход. 1. Организационный момент. Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляется картинка или игрушка.) Он очень хочет, чтобы вы ему рассказали об одном времени года, обо всем, что происходит в это время года. А вот о каком, вы узнаете, когда послушаете мое стихотворение. 2. Введение в тему: послушайте стихотворение: Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Когда это бывает? (Дети: Это бывает осенью). Логопед: Правильно, это время года – осень. Вот мы и вспомним все, о чем или о ком мы говорили осенью. Но сначала, давайте вспомним названия осенних месяцев (Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь) Логопед: В старину месяца называли: Сентябрь – рябинник, почему? (Дети: потому что в это время появляется рябина). Октябрь – листопадник, почему? (Дети: потому что опадают листья). Ноябрь – зимник, почему? (Дети: становится холодно, как зимой). Пальчиковая гимнастика «Осень». Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету) Перелётные птицы на юг улетели; Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой) 3. Основная часть. Логопед: Ребята, вы слышите звук? По-моему это стук. К нам пожаловали гости! Откроем дверь и войти попросим. Логопед открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком». Дидактическая игра: «Скажи наоборот» Логопед: К нам в гости пожаловал еще один гость, это кот по имени -Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, — ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, — ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать: Логопед. Пасмурный день — … (Дети: солнечный день) (Словосочетания: длинные ночи, холодная погода, ядовитые грибы, кислые ягоды, глубокие лужи, ранняя осень, грустное настроение). (Дети. Нет, веселое настроение) Психогимнастика «Грибок» (картинка грибка с мимикой, дети определяют его настроение и показывают) Кот «уходит», забывая свой мешочек. Развитие связной речи Логопед. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года? (Дети: Поздняя осень). Логопед. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени. Логопед предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени. Ребенок: Мы по улицам идём – под ногами лужицы. А над нашей головой все листочки кружатся. Сразу видно на дворе: осень начинается, Ведь рябинки там и тут красные качаются. Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовем приметы ранней осени. Логопед выставляет на доску картину «Ранняя осень», дети называют приметы ранней осени по картине: листья разного цвета; листопад; птицы улетают в тёплые края; убирают урожай; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди одеваются тепло; солнце; дождь…и т.д. (Можно использовать мяч) Игра «Скажи ласково» Ранняя осень доставляет нам много удовольствий. Давайте скажем ласково. Дождь -… (Дети: дождик) (Слова: сад, лужа, солнце, лист, дерево, туча и др.) Логопед: Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками. Логопед включает музыку и приглашает детей пройти на ковер. Физкультминутка «Осенние листья» Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.) Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.) И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.) Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.) Дети проходят за столы. Логопед: Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов. Дидактическая игра «Расскажи об овощах» На магнитной доске карточки с изображением помидора. (Дети описывают овощи, используя схему-описание) Логопед: А теперь я предлагаю собрать овощи и фрукты. Дидактическая игра «Овощи и фрукты» (Дети раскладывают фрукты в корзину, овощи в коробку (муляжи)) Дидактическая игра «Посчитай овощи и фрукты». (Цифры от 1 до 5. Логопед показывает цифру, ребенок берет картинку на столе и говорит, у меня 5 яблок, 3 лимона, 1 груша и т.д.) Логопед: Дети, кажется кот- Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот -Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети. Игра «Волшебные шнурочки» (индивидуальная работа). Логопед открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки. Логопед: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты. Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков. Логопед: А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек. Логопед: Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес? (Дети: Грибами и ягодами). Давайте отправимся в осенний лес. Игра «Съедобный – несъедобный» Съедобный – дети поднимают зеленый кружок. Несъедобный – дети поднимают красный кружок. Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка. Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?» Логопед задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…». Логопед: Скоро белые метели Логопед выставляет картину «Перелетные птицы». Логопед: Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной? (Дети: Перелетные птицы). Логопед: Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название. Ответы детей. Похвала. Логопед: Скажите, как улетают птицы? (Дети: Вереницей, стаей, клином, поодиночке. (картинки)) Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем… Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей. Загибаем по одному пальчику, начиная с большого Дятел в пестрых перышках Всем хватило зернышек. Кулачки Логопед: Посмотрите в окно! Не видно золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень! Как еще можно назвать осень? (Дети: золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная, унылая). Игра «Скажи со словом «осенний» (с выделением окончания голосом) Небо (какое?) (Дети: осеннее), ветер (какой?) (Дети: осенний), погода (какая?) (Дети: осенняя), дождь (какой?) (Дети: осенний). Логопед: Ребята, а хотите послушать, как стучит по стеклам осенний дождь (Дети: Хотим.) Логопед: Я предлагаю выйти, удобно сесть на коврик, закрыть глазки и внимательно слушать Релаксация. Упражнение на расслабление «Осенний дождь». Логопед: Ребята, давайте расскажем небольшие стихотворения об осени и осенних явлениях с помощью «говорящих» таблиц (мнемотаблицы). Стихотворение «Осень» (приложение) Стихотворение «Осенние деревья» (приложение) Логопед: Вот какие замечательные стихи у вас получились. А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об осени по схеме описание. (Приложение) Логопед вызывает 2-х – 3-х детей, каждый из них составляет рассказ по схеме, вывешенной на доске. 4. Итог. Рефлексия. Логопед: Ребята, как вы думаете, понравился ли мудрому Ворону наш рассказ об осени. А что ему понравилось больше всего?
|