Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Золотая осень» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Губайдуллина Ирина Ильгизовна | |||
11.04.2019 13:00 | |||
Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Золотая осень» Составила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №31» г.Стерлитамак Губайдуллина Ирина Ильгизовна Цель:
Задачи: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки «Осенняя фантазия». Оборудование: Презентация «Осень», проектор, мольберт, диск с музыкой П. И. Чайковского «Осень», схемы – подсказки в картинках, мяч, листок для игры, карандаши, листы бумаги со схемой. 1. Ритуал начала занятия (активизация познавательного интереса, актуализация знаний, постановка проблемы) «Добрый день!» Добрый день! Добрый день! Улыбнись скорее! И сегодня весь день Будет веселее. Гладим подбородок, Лобик, носик, щечки. Будем мы красивыми, Как в саду цветочки! Разотрем ладошки- Будет всем теплее! А потом похлопаем- Станет веселее! Ушки мы потрем, потрем И здоровье сбережем! Улыбнемся снова- Будем все здоровы! 2. Отгадывание загадки детьми. Воспитатель: — Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, открыла электронную почту и увидела одно письмо. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку. Прошла по лугам По лесам, по полям, Припасы она заготовила вам Упрятала их в погреба, в закрома Сказала, за мною нагрянет зима. - Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень) 3. Проблемная ситуация «Электронное письмо» - А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети садятся на стулья). Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для этого я посылаю вам картинки -схемы, в каждой из которых задания с подсказкой. Если вы справитесь с заданиями, то сможете составить мой словесный портрет». Воспитатель: — Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень? (нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания) Воспитатель: — Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. 2. Просмотр мультимидейной презентации. 5. Беседа по содержанию презентации.
- Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого времени года). 6. Слушанье музыки Чайковского «Осень» - Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у осени? (звучит музыка). — Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор П. И. Чайковский. - Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей) 7. Художественное слово. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора» Воспитатель: — Осень – унылая, но разноцветная пора. Знаменитый русский поэт — А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. 8. Работа с календарем природы. Воспитатель: — Что у нас на экране? (календарь) - Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом начале, в середине и в конце? - На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя) - Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю; поздняя- к ноябрю) 9. Работа по развитию речи. Составление детьми описательных рассказов об осенних месяцах. -Назовите этапы осени и их отличительные признаки. Ранняя осень –солнце светит не так ярко, как летом; небо прозрачное, листья на деревьях начинают желтеть, трава засыхает, насекомые пропадают, стало холоднее, люди надевают более теплую одежду. Золотая осень- листья на деревьях поменяли свой цвет, под ногами ковер из желтых листьев, перелетные птицы улетают в теплые края. Поздняя осень- часто идет дождь, деревья сбросили листву, стало холодно. - Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы. 10. Физ. минутка: «Листочки» Листья на ветках всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево — вправо) Сентябрь наступил и они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики") Октябрь с собою принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз) Листья слетают и в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны) Ноябрь пришел, весь лист облетел. (Присели) И под ногами у нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев) 11. Работа со схемой. - Ребята, что же изображено на этой схеме — подсказке? (Осенний листок) - Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное? (высказывания детей) — Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад. - А сейчас давайте с вами поиграем. 12. Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева) дуб – дубовый клён – кленовый осина — осиновый рябина – рябиновый берёза – берёзовый тополь – тополиный калина — калиновый ива – ивовый. и т.д. (Дети садятся на стулья) 13. Речевая игра: «Кто как готовится к зиме?». - Что же (картинка с животными – зверями и птицами) - Разве и с животными что-то происходит осенью? (Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые) - Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны) - Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края) - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными) - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше) - Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки) - Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки. 14. Дидактическая игра «Улетают, не улетают» (Дети бегают по кругу и делают взмахи руками. По команде дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых перелетные птицы, делают взмахи руками.) 15. Беседа о труде человека осенью. -Что изображено на картине (картинка – труд человека осенью) - Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью) - Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся осенью? (Ответы детей) 15. Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.) - А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику) - Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд. 16. Дидактическая игра с набором Фребеля «Составь овощи и фрукты» (Дети при помощи набора Фребеля составляют овощи и фрукты) 17. Составление описательного рассказа по кратинкам — схемам - Продолжаем. Я распечатала эти картинки –схемы. Посмотрите. (Дети подходят к мольберту с картинками). - Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы — подсказки? (Чтобы мы составили рассказ про осень) - Ваша задача составить рассказ по картинкам. –Нужно отвечать полным предложением. (Составление описательного рассказа по кратине — схемам) - Ребята, подойдите к столам, там не законченные схемы, надо нарисовать рассказ про осень. (Дети садятся и рисуют) -Вы эти картинки схемы возьмите домой и расскажете своим родителям про осень. 18. Рефлексия при помощи набора Фребеля «Смайлики» (Дети садятся на стулья) Воспитатель: — Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет) - Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет Осени? (да) — Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия) - Что было трудным? Что получилось легко? — Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал. При помощи набора Фребеля дети составляют смайлики: понравилось –веселый смайлик, не понравилось – грустный.
|