Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Сукоркина Ольга Викторовна | |||
22.03.2019 17:41 | |||
Обучение пересказу детей с тяжелыми нарушениями речи 6-8 лет с помощью рисования. Цель: Научить ребенка связно передавать воспринятую на слух информацию (сказку, рассказ), используя умение рисовать пиктограммы (упрощенное изображение предмета). Программное содержание (задачи):
Оборудование и материалы: Карандаши, лист А4. Организационная часть. Логопед читает детям басню «Мартышка и очки» и просит ее пересказать. – Скажите, трудно вам рассказать о том, что вы услышали? (Да). – Хотите научиться запоминать и рассказывать большие рассказы и сказки? (Да). – Вы любите рисовать? (Да). – Рисование поможет нам научиться запоминать слова, словосочетания; пересказывать сначала короткие рассказы, а затем и большие.
Основная часть (описание хода работы) Сначала будем пробовать запоминать отдельные слова с помощью рисования пиктограмм. Пиктограмма – это простой рисунок, который вы сможете легко сделать сами. Он не обязательно должен быть красивым. Самое главное, чтобы рисунок был понятен вам и помог запомнить слово. I. На первом этапе детям предлагается запомнить 6 слов с помощью готовых пиктограмм, которые предлагаются детям как образец. Логопед: – Сейчас я прочту слова рядом с картинками, а затем вы вспомните их, глядя на рисунки-пиктограммы (лес, сад, лето, дождь, радость, девочка). После того, как дети запомнили и назвали слова с помощью готовых пиктограмм, им предлагается самим нарисовать пиктограммы к следующим словам: зима, дом, река смех, школа, мама, друг, телевизор, снег, дерево. А затем назвать их, используя собственные зарисовки. II. На втором этапе дети запоминают словосочетания, рисуя пиктограммы. Педагог учит выделять основную деталь, которая и послужит основой для рисунка. Логопед: – Теперь я предлагаю вам, ребята, научиться запоминать трудные слова и словосочетания (врач, ссора, большой лес, грусть, родной брат, стихотворение, пышный букет, первое сентября). К каждому слову и словосочетанию вы рисуете пиктограмму (простой рисунок). III. На третьем этапе дети слушают русскую народную сказку «По ягоды». Педагог читает сказку, разбивая ее на смысловые части, к которым дети будут рисовать пиктограммы, выделяя основную мысль каждой части.
– Кушай! – А сама что же? – А я вчера ела. – Вчера не считается, – сказал дедушка. – Давай вместе, – и они стали есть из одной кружечки. Надя – ягодку и дед – ягодку, Надя – ягодку и дед – ягодку. Так все и съели. После того, как дети сделали зарисовки, они пересказывают сказку, используя на собственные пиктограммы. (пересказывать дети могут как по цепочке, так и один ребенок весь текст целиком) Заключительная часть. Ребята, на занятии мы учились рисовать пиктограммы, которые помогали вам запоминать слова, словосочетания, пересказывать сказку. Какой способ пересказа вам понравился больше: рассказывать сказку при помощи готовых картинок, как мы это делаем на обычных занятиях, или когда вы сами рисовали пиктограммы. – Когда мы сами делали рисунки. – Почему? – Потому что рисунок помогает нам запоминать. Когда мы рисуем, вспоминаем то, что услышали. И это помогает запомнить текст и пересказать его. Методические рекомендации.
|