«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационнаяформа речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шестакова Алёна Александровна | |||
21.02.2019 20:53 | |||
«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационнаяформа речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников Уважаемые родители, одним из важнейших направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является речевое развитие детей. Это объясняется сензитивностью периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению как между собой, так и с окружающими людьми. Чтобы ребёнок овладел механизмами эффективногоигрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести, во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; во-вторых, привлечение внимания к содержанию деятельности детей и ихвзаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организациянаблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.); в-третьих, активнуюпозицию ребёнка в деятельности, прежде всего совместной. «Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизнипроисходит у дошкольников в ходесовместной предметной и предметно-игровой деятельности. Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Для развития полноценного речевого развития педагоги могут использовать такую нетрадиционную форму речевой работы с детьми как игровые обучающие ситуации (ИОС). Что же такое ИОС? Форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС). Цель игровой технологии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Её задачи:
ИОС — это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:
- воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Игровые ситуации основаны на следующих принципах:
- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным. ЕльцоваО. М. отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть:
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социальных норм и поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Кроме того, успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС начинает использоваться со средней группы. Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его. Николаева С.Н выделяет несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи:
Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника. Игровая обучающая ситуация (ИОС) в условиях реализации ФГОС ДОвыступает как форма НОД с чередованием видов детской деятельности, с физкультминуткой, с переключением внимания, с шуткой-прибауткой, с игрой, с соревновательным моментом, с кооперацией, с наглядностью, с метафорами и аналогиями, с опорой на спонтанный опыт ребенка, с познавательным интересом, с удивлением. Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
|