Составление рассказа по картине |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Куропятник Валентина Михайловна | |||
05.02.2019 21:12 | |||
Составление рассказа по картине Автор:
Когда мы хотим составить рассказ по картине, мы часто задаем такие вопросы - Что нарисовано на картинке? - Кто нарисован? Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на такие вопросы? Пожалуй, да. Обычно дети отвечают коротко одним – тремя предложениями.
Поэтому я выбрала методику Ингрид Николаевны Мурашковска «Картинка без запинки», которую я использую на занятиях по развитию речи. Методика «Картинка без запинки» включает в себя 6 последовательных шагов по ознакомлению с картиной: Шаг 1: Состав картинки
Детям раздаются фотоаппараты и предлагается сфотографировать каждый объект, сразу же картина проясняется фотоаппарат четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске. Дети стараются не просто ответить воспитателю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее — этому можно научить потом. Шаг 2: нахождение связи и взаимодействия между объектами;
На втором этапе детям предлагается объединить объекты между собой, то есть соединить схемы линией. И обосновать, почему так сделал. Например мальчик – цветок. - Мальчик нюхает цветок. Количество линий на доске все увеличивается. Рисунок начинает напоминать паутину. Но дети с нарастающим азартом пытаются найти два объекта, которые еще никто не соединил. Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к нашей просьбе выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! Сейчас им нужно именно это. Шаг 3: характеристики объектов и действий;
Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка "ожила". В рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы использовать их, нам придется перешагнуть рамки картины. Детям предлагается использовать такие органы чувств как осязание, обоняние и вкус, слух. И мы увидим, что дети получают удовольствие от работы с этой картиной, и это нас, безусловно, радует. Шаг 4: копилка образных характеристик;
На этом этапе дети узнают значение новых слов необходимые для анализов объектов. Для того чтобы дети осознали и поняли новые слова необходимо выполнить определенные этапы. 1-й этап — пассивный. Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров. 2-й этап — полуактивный. Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя. 3-й этап — активный. Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи. 4-й этап — автоматический. Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями. Шаг 5: события предшествующие и последующие;
Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. Шаг 6: разные точки зрения.
Еще одна возможность — изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом — другое.. Это могут быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, изменение самочувствия героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся.
|