Речь ребёнка в руках родителей |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Туркина Наталья Вениаминовна | |||
02.01.2019 08:34 | |||
Речь ребёнка в руках родителей Туркина Наталья Вениаминовна МАДОУ «Детский сад №74» г.Сыктывкар «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Плутарх В настоящее время проблема развития речи в дошкольном возрасте является актуальной. Л.С. Выгодский писал: «В овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений». Любая задержка, какое-либо нарушение в процессе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Дети, которые не выговаривают звуки, становятся нерешительными, неуверенными, молчаливыми, застенчивыми, их общение с другими людьми затруднено. Они не могут выразить свои чувства, желания, просьбы. Речь ребёнка очень скудная, нескладная. Он не может описать элементарных предметов и игрушек, не знает, как объяснить то или иное действие. Ребёнок часто сталкивается с непониманием со стороны взрослых и сверстников.
Почему это происходит в современном обществе? В век прогресса и компьютерных технологий очень много времени отнимает работа, родители занимаются зарабатыванием денег, забывая о том, что с детьми необходимо общаться: читать книжки, рассматривать картинки, разговаривать, рассказывать различные истории, делиться впечатлениями, петь песни и учить стихи, фантазировать, играть, отвечать на все вопросы ребёнка, интересоваться его настроением, желаниями. Часто дети остаются один на один с гаджетами, которые не могут заменить живого общения. Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками, просто выпадает из реальной жизни. Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Попытки ограничить время для игр, просмотр мультфильмов вызывает бурный протест и истерику. Ребёнок становится неуравновешенным, рассеянным, ему ничего не интересно. Поэтому важно использовать их с умом и придерживаться правил. В дошкольном возрасте необходимо как можно меньше разрешать общение с компьютерами, планшетами, телефонами, телевизорами. Не заменять живое общение на виртуальное. Дорогие родители, обратите внимание, как разговаривает ваш ребёнок! Уделите внимание своему чаду, от того, как развита речь ребёнка зависит его успешное обучение в школе. Дорожите временем, которое принадлежит вам, ведь детство длится так недолго и именно в этот период ребёнок всё «схватывает на лету». Большое влияние на развитие речи оказывает развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением, и восприятием ребенка. Кроме того, ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. И объяснение этому очень простое. В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев. Они расположены очень близко друг от друга. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, ответственные за формирование речи и повышающие работоспособность ребенка, внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика в жизнедеятельности дошкольников выполняет множество различных функций. Моторика активизирует необходимые и тормозит ненужные на данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его реальными потребностями. Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова доказали влияние моторного развития на когнитивное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. Поэтому, с раннего возраста необходимо развивать руку ребёнка. Стишки с показом руками, вкладыши, пирамидки, втулки, моторные коврики, шнуровка, аппликация, рисование, раскрашивание картинок, лепка, игры с конструктором, мозаика, нанизывание бусинок на леску, плетение и др. все игры должны проводиться регулярно, по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне, при этом не переутомляя его. Помните: ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ В МЕРУ. Для развития речи ребёнка недостаточно развивать только мелкую моторику, необходимо как можно больше общаться и разговаривать с ним, четко проговаривать все свои действия, называть предметы и их качества, активно общаться как в игре, так и в повседневной жизни. Также необходимо рассказывать малышу о том, что его окружает, что ему знакомо и близко. Читая сказки необходимо учить ребёнка рассматривать иллюстрации, проговаривать сюжет. Художественная литература является мощным, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она влияет на развитие и обогащение детской речи, увеличение словарного запаса, учит подмечать тонкости. Помните, что взрослый-это пример для ребенка, которому нужно следовать во всем: в делах, в поступках, в речи. А ребёнок – это губка, которая впитывает в себя всё, без остатка.
|