Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ситникова Т. Н. | |||
01.01.2019 21:48 | |||
Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Старший воспитатель МКДОУ «Рябинка» Ситникова Т.Н. Цель: научить педагогов пользоваться мнемотаблицами, мнемосхемами (создавать и читать их). Оборудование: цветные карандаши, листы белой бумаги, мнемотаблицы. Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Цветик — семицветик» (На лепестках цветка зашифрованы пословицы их необходимо расшифровать)
А теперь наоборот попробуем
Зашифровать пословицы Семеро одного не ждут Готовь сани летом, а телегу зимой Глаза боятся, руки делают Лучше синица в руках, чем журавль в небе 1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения: 1 Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки Ромашки, ромашки, будто луговые Ромашки, ромашки словно как живые. 2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат Тут и свёкла и горох а картофель разве плох? Наш зеленый огород нас покормит круглый год 3. Мы купили кошке, К празднику – сапожки. Причесали ей усы, Сшили новые трусы. Только как их надевать, Хвостик некуда девать. Ира просит: «Ёжик, ёж, Ты мне платьице сошьешь? Ёж ответил из-под елки: - Ниток нет, одни иголки! На базаре ёжик накупил сапожек. Сапожки на ножки себе, Поменьше немножко – жене, С пряжками сыну, С застежками дочке. Пирог Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог, А пока лепил и пёк Ручейком пирог утёк. Пироги себе пеки Не из снега – из муки. 2. Командам с помощью жеребьевки достаётся определенная лексическая тема (зима, весна). Вся команда изображает стихотворения с помощью мнемотаблицы. Затем результаты демонстрируются. Весна – красна Ты, весна, весна — красна, Что с собою принесла? Принесла я для лугов Покрывало из цветов. Принесла для ёлки Новые иголки. Для осины и берёз Свежих листьев целые воз. Дед Мороз Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам ёлочку принёс, А на ней фонарики, Золотые шарики, Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам сладости принёс, Вафли ароматные И конфеты мятные. нарисовать мнемокарточки к игре (для всех) Составить стихотворение по мнемотаблице «Подбери слово» - есть слово простое, короткое – … (лист) - есть слово обозначающее много — … (листья) - есть слово маленькое, ласковое — … (листочек) - есть слово красивое, слово-признак — (лиственный) - есть слово длинное, состоящее из 2-х — … (листопад) - есть слово – название дерева — … (лиственница) Каждой команде вручается лист бумаги, сложенный гармошкой и каждую строчку стихотворения по очереди каждый член команды изображает, не смотря и не читая, что делал предыдущий участник. После проделанной работы результат демонстрируется. 5. «Чтение мнемотаблицы». На мультимидийный экран выводится мнемосхема, каждая команда совещается, читает мнемосхему со своей точки зрения и записывает полученный вариант изложения. После этого полученный результат озвучивается. 6. Сочинить стихотворение по мнемотаблице. Игра: «Похожие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации. Есть сладкое слово – конфета, Есть быстрое слово – ракета, Есть слово с окошком — вагон. Есть кислое слово – лимон! А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте! Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел). Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар). Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка). Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками. Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа). Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа). Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми. Игра «Волшебная палочка» Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите. Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить. Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето; Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д. Игра «Шкатулка со сказками» В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку. Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
|