Конспект образовательной деятельность по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Пословица всем делам помощница» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Зикункова Елена Николаевна | |||
01.01.2019 14:15 | |||
Конспект образовательной деятельность по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Пословица всем делам помощница» Воспитатель первой квалификационной категории Зикункова Е.Н. Цель: развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы. Задачи:
Оборудование: коробка- посылка, книга «Пословицы и поговорки», разрезные картинки с изображением пословиц. Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц.
Ход занятия. Воспитатель: — Горе тому, у кого беспорядок в дому. Давайте посмотрим, все ли игрушки в нашей группе на своих местах, порядок ли? Дети: Порядок! Воспитатель: Вот и хорошо! (Раздается стук в дверь) Воспитатель: Слышите, кто-то стучится к нам? Посмотрим, кто там? Воспитатель подходит к двери и вносит в группу посылку. - Ребята, почтальон принес посылку. Интересно, нам ли она адресована? Как же проверить? (ответы детей). Как называется наш город, детский сад, группа? Воспитатель читает адрес д/с и название группы. Все убеждаются, что посылка доставлена по адресу. Воспитатель открывает посылку, не показывая содержания детям. Предлагает догадаться, отгадав загадку: Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Всем понятным языком. Дети: Книга!!! Воспитатель: Правильно, это книга. А как мы узнаем, о чём она? -Без труда не выловишь и рыбку из пруда. -Любишь кататься, люби и саночки возить. -Тише едешь, дальше будешь. -Старый друг лучше новых двух. Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем я читала? Правильно, это книга о пословицах и поговорках. Пословицы очень часто употребляем в речи мы, взрослые. Вы уже слышали одну, когда мы наводили порядок в группе: «Кончил дело- гуляй смело». Как вы понимаете эту пословицу? Дети: Закончив работу, можно спокойно отдыхать. Воспитатель: В жизни на каждый случай есть меткое слово-пословица. Например, о людях, которые всегда торопятся и делают дела некачественно народ сложил пословицу: «Поспешишь- людей насмешишь». А есть люди очень медленные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят: «Семеро одного не ждут». Воспитатель: Людям неумным и ленивым от пословиц не скрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но и учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Кто знает такие пословицы? (Заслушиваются ответы детей) Воспитатель читает из книги: -Друга ищи, а найдешь, береги. -Друг познается в беде. -Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. -Дружные сороки и гуся утащат. -Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Воспитатель: О пословицах и поговорках народная мудрость тоже сложила пословицы и поговорки. Например,
Воспитатель: А теперь, ребята, я прочитаю вам одну очень важную для вас пословицу. Давайте попробуем разобраться в ней с помощью картинки. (Воспитатель читает пословицу, дети рассматривают картинку) Воспитатель: Что изображено на картинке? (ответы детей). Подумайте и скажите, какую пословицу можно сложить по этой картинке? (Ответы) - Народ сочинил про эту ситуацию такую пословицу: «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь». К чему она призывает? Дети: Нельзя браться сразу за несколько дел. Ни одно дело сделать не успеешь. Воспитатель: А вот похожая пословица: «За все берется, да ничего не удается» -Ребята, запомните эти пословицы. Они вам пригодятся в жизни. Прежде чем браться за очередное дело, нужно закончить с первым, а не делать одновременно, ведь вы не сможете справиться с ними. -А теперь немного разомнемся. Физкультминутка «Буратино» Воспитатель: Ребята, а сейчас разберем смысл другой пословицы: «Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону». -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Дети: Она рассказывает о человеке, который не собирается браться за работу. Воспитатель: Как вы думаете, эта пословица хвалит или высмеивает таких людей? Дети: Высмеивает!!! Воспитатель: Каких людей высмеивают в пословице? Дети: Ленивых! Воспитатель: Послушайте еще одну пословицу: «Мал золотник, да дорог». О чем она? Дети: Про небольшой по величине, но ценный по другим свойствам предмет. Воспитатель: Правильно, а еще так говорят про того, кто ростом мал или молод, но имеет много положительных качеств. - Когда я вынимала книгу из посылки, то заметила, что там лежит еще кое-что (достает 3 конверта с разрезными картинками). -Слушайте задание: сложите картинку, и вы узнаете, какая пословица спряталась в них? Дети делятся на 3 команды и работают за столами. Они выясняют и озвучивают следующие пословицы:
Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за работу в командах. А к нашей ситуации подходит пословица, которая прозвучала в начале занятия. Кто вспомнит? Дети: «Сделал дело- гуляй смело»
|