Делюсь опытом: «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Дуклис Ирина Анатольевна | |||
18.09.2021 17:15 | |||
Делюсь опытом: «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной. Эта проблема определила цель моей работы по теме: развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности. Так как театрализованная деятельность — это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Свою работу я начала с формирования предметно-развивающей среды. Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Оформлен центр речевого развития, где подобраны игры по развитию речи, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук.
Создала Центр театра с различными видами театра: настольным, пальчиковым, плоскостным, театр на ложках, дисках и центр Ряжения, где совместно с родителями его пополняем. Работая с детьми второй младшей группы, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Затем мы начали знакомство с театральной игрой через игры — имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь моей задачей стало — стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных сказок. Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно участвовала, озвучивала слова автора, помогала детям исполнять и озвучивать их роли. На следующих этапах своё участие в постановке сокращала, давая детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым у детей развивается уверенность в себе. В старшей группе у детей вырос интерес к театрализованным играм. Постепенно они включились в процесс игрового общения с театральными куклами. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью кукол бибабо. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Дети с удовольствием уже играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи – интонацию и речь. В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда они становятся активными помощниками в развитии речи детей. Для родителей провожу консультации, даю советы и рекомендации. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам. За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогащается и активизируется словарный запас, речь становится более отчётливой, интонационно выразительной, появились умения направленные на позитивное взаимодействие со сверстниками. Дети принимают активное участие в праздниках и развлечениях. Свою работу по выбранной теме продолжаю и дальше.
|