Конспект НОД «Развитие речи» по теме: «Подарки кукле Зине» в средней группе.
Цель: создать условия для развития звуковой культуры речи, связной речи.
Задачи:
Обучающие:
1. Содействовать развитию:
- слухового внимания
- фонематического слуха.
2. Формировать стремление правильно произносить звуки з и зь.
Скачать конспект
3. Развивать речевое дыхание.
4. Формировать умение:
- чётко проговаривать чистоговорку
- дифференцировать твёрдые и мягкие звуки з и зь.
5. Активизировать словарь, формировать умение правильно использовать слова-синонимы к слову «земляника».
6. Обогатить словарь словами со звуками з и зь.
7. Развивать связную речь, формировать умение отвечать полным предложением.
Развивающие:
- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
- Развивать коммуникативные действия, формировать:
- умение слушать собеседника
- потребность в общении, желание обсуждать результаты со сверстниками и взрослыми.
3. Обогащать двигательный опыт детей.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывающие:
- Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; бережное отношение к игрушкам.
- Формировать ЗОЖ: профилактика утомления, побуждение к двигательной активности.
- Приобщать к словесному искусству.
Форма: подгрупповая.
Методические приёмы: словесные, наглядно-практические, игровые, проблемные вопросы.
Оборудование: резиновая кукла в одежде зелёного цвета, с зелёной лентой в волосах; «волшебный сундучок»; игрушки, в названии которых есть звуки з и зь: зебра, коза, стрекоза, зонт, заяц, змея, обезьяна; картинки с изображением большого и маленького комара (на каждого ребёнка), картинки для выполнения артикуляционных упражнений.
Предварительная работа: артикуляционные упражнения «лопата», «улыбка», «заборчик», «непослушный язычок», «почистим зубы»; изолированное произношение звуков з и зь, разучивание физминутки, игра «Угадай по звуку».
Ход взаимодействия
Этап
(форма, название, длительность)
|
Содержание взаимодействия
|
Педагогическая поддержка
(индивидуальная работа, педагогическое сопровождение ситуаций затруднения; предварительная работа)
|
Организационный этап
1 минута
Мотивация детей
|
Дети заходят в группу и садятся на стульчики.
Воспитатель вносит корзину с куклой.
- В магазин завезли новую куклу. Она вам нравится?...
- Вы хотите услышать, как кукла разговаривает?...
- Сначала разомнём наши язычки. Возьмите свои зеркала в руки. Артикуляционные упражнения: «лопаточка», «улыбка», «заборчик», «почистим зубки».
- Я останусь с вами поиграть, если вы расскажете обо мне.
- Что вы можете о ней рассказать, какая кукла? (…красивая, в нарядном платье, с красивым бантом, сделана на игрушечной фабрике, новая, говорящая…)
|
Предварительная работа-артикуляционные упражнения для постановки звуков з и зь
|
Основной этап
Дидактическое упражнение
2 минуты
|
-Купили в магазине
Резиновую Зину
Резиновую Зину
В корзине принесли.
- Это кукла Зина. Её купили в магазине. Она вся резиновая: и ноги у неё резиновые, и руки резиновые. И даже щёчки и нос у Зины тоже резиновые.
- Как зовут куклу? … (Куклу зовут …).
-Где купили Зину? … (Зину купили … ).
-Какие у Зины руки? … (У Зины руки резиновые).
- Какие у Зины ноги? … (У Зины ноги резиновые).
-Какие у Зины щёки? …(У Зины щёки резиновые).
- Какой у Зины нос? (У Зины нос резиновый).
|
Помочь детям сформулировать свои мысли.
|
Дыхательная гимнастика.
1 минута
|
- Зине очень нравится гулять по лесу, дышать свежим воздухом. Представьте, что вы тоже оказались в лесу. Давайте подышим чистым лесным воздухом, вдохнём аромат лесных трав, цветов.
Дети вдыхают воздух носом - выдыхают ртом.
|
|
Игра на развитие слухового внимания.
2 минуты
|
- Ой, смотрите, кто это? Воспитатель достаёт две картинки с изображением большого и маленького комара.
- Послушайте, какую звонкую песенку поёт большой комар: «з-з-з», его песня громкая, твёрдая.
- А маленький комарик поёт тихо, мягко: «зь-зь-зь».
- Давайте вместе с Зиной споём песенку большого комара, а затем маленького комарика.
- А сейчас будьте внимательны - чью песенку услышите, того комарика и поднимите над головой. Воспитатель поёт песенки маленького и большого комара - дети поднимают нужную картинку.
|
Индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднение.
Предварительная работа-игра «Узнай по звуку»
|
Гимнастика для глаз.
1 минута
|
- Очень хорошая песенка получается у комаров. Летом в вечернее время «з-з-з» и «зь-зь-зь» слышится слева, справа, сверху, снизу.
Воспитатель отставляет картинку влево, вправо, вверх, вниз - дети следят за «комаром» при помощи глаз, голова при этом остаётся неподвижна.
|
|
Игровая ситуация.
5 минут
|
- Зина приготовила для вас загадку, а отгадка находится в корзине:
Я - капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня – тот и рад поклониться!
А имя дала мне родная землица! (Земляника)
-Кто думает иначе?
- Давайте заглянем в нашу корзинку.
- Верно, земляника – от слова земля, землица.
- «Зина любит землянику»
- Давайте угостим её земляникой: «Возьми, Зина землянику».
- Скажем её хором, чётко проговаривая звук зь.
- А теперь по одному.
|
Проблемно-игровая ситуация.
Педагогическое сопровождение: неактивным детям дать время собраться, не спрашивать их первыми.
|
Физ.минутка
1 минута
|
- Представим, что мы с Зиной пошли гулять в лес за земляникой.
- Зина шла, шла, шла,
Земляничку нашла,
Села, поела,
И дальше пошла…
Дети выполняют движения по тексту.
|
Предварительное разучивание слов.
|
Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
5 минут
|
- Ребята, вы любите подарки? …
- Зина тоже любит, когда ей дарят подарки. Давайте порадуем её.
- Видите сундучок? Воспитатель показывает детям сундучок.
Давайте скажем ему: «Сундучок-сундучок, приоткрой нам свой бочок!»Дети повторяют «волшебные слова».
- Зина, я дарю тебе кузнечика.
- Ребята, а вы что подарите Зине?
( Зина, я дарю тебе козу. Зина, я дарю тебе обезьяну. Зина, я дарю тебе зайца. Зина, я дарю тебе зебру. Зина, я дарю тебе змею).
|
Игра повторяется несколько раз, чтобы неактивные дети почувствовали себя увереннее, смогли ответить на вопрос.
Индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднение.
|
Заключительный этап
Рефлексия
1 минута
Сюрпризный момент
|
-- Кукле понравилось, как вы с ней играли, как хорошо о ней говорили, как бережно с ней обращались, и ей захотелось у нас остаться.
-Расскажите Зине, что вам понравилось на занятии?
- Какие были трудности?
- Зина хочет угостить своим любимым лакомством - зефиром. Дети берут угощение со словами благодарности.
-Занятие окончено.
|
Активизировать речь детей, помочь сформулировать свои мысли.
|
|