ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Калинина Юлия Николаевна Полушина Марина Владимировна | |||
17.09.2021 20:44 | |||
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская обл. Аннотация: в статье представлена методика обследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а также ее результаты, свидетельствующие о значительных трудностях в выполнении всех диагностических заданий. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, связная речь Главным достижением дошкольного возраста является овладение возможностями родного языка. Связная речь является показателем общего развития человека; от нее зависит качество социального взаимодействия, успешность в процессе обучения, обучения детей в школе. Это приводит к необходимости пристального внимания к процессу диагностики и развития связной речи детей в дошкольном образовательно учреждении.
При многообразии определений рассмтриваемого понятия, мы остановимся на определении Ф.А. Сохина, согласно которому «связная речь – это развернутое изложение определенногосодержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно». В работах отечественных исследователей в области логопедии (Г. В. Бабина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются специфические трудности усвоения связной речи. Анализ многочисленных исследований в области связной речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволяет сделать вывод о том, что большинство дошкольниковиспытывает те или иные трудности в построении связных высказываний. Это обстоятельство связано с тем, что словарный запас современных дошкольников достаточно беден, однообразен, невыразителен. Дети с трудностями овладевают антонимией и синонимией родного языка. Пробелы в грамматическом строе речи также отрицательно сказываются на речи ребенка, делая практически невозможным построение связного высказывания с выражением причинно-следственных связей. Нарушения пространственно-временной организации не позволяют установить последовательность событий в рассказах, приводят к нарушению изложения текстов при их пересказе. Нами было организовано изучение состояния связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Экспериментальную группу составили20старших дошкольников, имеющих заключение психолого-медико-психологического консилиума о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень речевого развития). В качестве основы диагностической методики были взяты задания и критерии их оценки, разработанные В.П. Глуховым. Целью первого задания являлось выявление способности дошкольников с общим недоразвитием речи к установлению логико-смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках и вербализации их в виде повествовательного высказывания. Второе задание было направлено на исследование умения воспроизводить литературный текст (небольшой по объему, знакомый детям). Анализу подвергались полнота передачи содержания текста, соответствие последовательности изложения, пропуски и повторы фрагментов, а также наличие смысловой и синтаксической связи как междупредложениями, так ичастями рассказа. Третье заданиеприменялось для исследования умений детей составлять связное высказывание построенное на основе предложенной последовательности сюжетных картинок. Четвертое задание позволяло оценить умения детей в области составления описательного рассказа. Оценивались последовательность изложения, лексические и грамматическое оформление высказывания. Задания оценивались по следующим критериям: Высокий уровень – самостоятельно составленное связное высказывание, достаточно полно и адекватно отображающее изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. высказывание построено в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). Средний уровень – высказывание составлено с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. Уровень ниже среднего – высказывание составлено с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. Низкий уровень – высказывание составлено с помощью наводящих вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое единство. Встречаются смысловые ошибки. После выполнения всех заданий, мы можем сделать вывод, что у детей преобладает низкий уровень развития связной речи. По данным диагностики, дети с ОНР (III уровень речевого развития) мало используют связную фразовую речь, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для монологической речи, а именно для высказываний характерны употребление коротких фраз. Возникают ошибки:
Часто у многих детей значительные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать межпредметные связи, а также с лексико-грамматическим строем в оформлении высказывания. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, паузация на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний. Список литературы 1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
|