Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие речи у детей
Автор: Калинина Юлия Николаевна Полушина Марина Владимировна   
17.09.2021 20:44

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Калинина Юлия Николаевна: учитель-логопед
  • Полушина Марина Владимировна: учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская обл.

Аннотация: в статье представлена методика обследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а также ее результаты, свидетельствующие о значительных трудностях в выполнении всех диагностических заданий.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, связная речь

Главным достижением дошкольного возраста является овладение возможностями родного языка. Связная речь является показателем общего развития человека; от нее зависит качество социального взаимодействия, успешность в процессе обучения, обучения детей в школе. Это приводит к необходимости пристального внимания к процессу диагностики и развития связной речи детей в дошкольном образовательно учреждении.

 

 

 

Скачать конспект

При многообразии определений рассмтриваемого понятия, мы остановимся на определении Ф.А. Сохина, согласно которому «связная речь – это развернутое изложение определенногосодержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно».

В работах отечественных исследователей в области логопедии (Г. В. Бабина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются специфические трудности усвоения связной речи.

Анализ многочисленных исследований в области связной речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволяет сделать вывод о том, что большинство дошкольниковиспытывает те или иные трудности в построении связных высказываний. Это обстоятельство связано с тем, что словарный запас современных дошкольников достаточно беден, однообразен, невыразителен. Дети с трудностями овладевают антонимией и синонимией родного языка. Пробелы в грамматическом строе речи также отрицательно сказываются на речи ребенка, делая практически невозможным построение связного высказывания с выражением причинно-следственных связей. Нарушения пространственно-временной организации не позволяют установить последовательность событий в рассказах, приводят к нарушению изложения текстов при их пересказе.

Нами было организовано изучение состояния связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Экспериментальную группу составили20старших дошкольников, имеющих заключение психолого-медико-психологического консилиума о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень речевого развития).

В качестве основы диагностической методики были взяты задания и критерии их оценки, разработанные В.П. Глуховым.

Целью первого задания являлось выявление способности дошкольников с общим недоразвитием речи к установлению логико-смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках и вербализации их в виде повествовательного высказывания.

Второе задание было направлено на исследование умения воспроизводить литературный текст (небольшой по объему, знакомый детям). Анализу подвергались полнота передачи содержания текста, соответствие последовательности изложения, пропуски и повторы фрагментов, а также наличие смысловой и синтаксической связи как междупредложениями, так ичастями рассказа.

Третье заданиеприменялось для исследования умений детей составлять связное высказывание построенное на основе предложенной последовательности сюжетных картинок.

Четвертое задание позволяло оценить умения детей в области составления описательного рассказа. Оценивались последовательность изложения, лексические и грамматическое оформление высказывания.

Задания оценивались по следующим критериям:

Высокий уровень – самостоятельно составленное связное высказывание, достаточно полно и адекватно отображающее изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. высказывание построено в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Средний уровень – высказывание составлено с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Уровень ниже среднего – высказывание составлено с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Низкий уровень – высказывание составлено с помощью наводящих вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое единство. Встречаются смысловые ошибки.

После выполнения всех заданий, мы можем сделать вывод, что у детей преобладает низкий уровень развития связной речи.

По данным диагностики, дети с ОНР (III уровень речевого развития) мало используют связную фразовую речь, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для монологической речи, а именно для высказываний характерны употребление коротких фраз. Возникают ошибки:

  • в построении развернутых предложений;
  • в выборе лексем;
  • в нарушении смысловой организации;
  • в отсутствие связи между элементами высказывания.

Часто у многих детей значительные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать межпредметные связи, а также с лексико-грамматическим строем в оформлении высказывания.

Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, паузация на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.

Список литературы

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год